
Несколько обстоятельств побуждают обратиться к вынесенной в заголовок теме. Во-первых, длительное, более чем двухвековое военно-политическое противостояние двух великих империйРоссийской и Османской, принявшее характер геополитического соперничества на обширных пространствах Причерноморья, Балкан, Кавказа, несло в себе определенную религиозную символику , поскольку Россия, не свободная от религиозного мессианства в духе концепции «Москва третий Рим», претендовала на покровительство христиан, оказавшихся под ту рецким господством, а также на освобождение Константинополя от власти мусульман.
В свою очередь, Османская империя воспринималась в мусульманском мире как оплот ислама и охранитель его святынь, а ту рецкие султаны, носившие также титул халифа (духовного главы всех правоверных), обладали сакральным авторитетом среди мусульман далеко за пределами турецких границ и стремились конвертировать его в политическое влияние. Во-вторых, обе империи были не только многонациональными, но и многоконфессиональными государственными образованиями.
Причем если доля христианского населения в Османской империи постепенно сокращалась (в результате отпадения балканских народов, неудержимо реализовывавших свое стремление к созданию национальных государств и слиянию с европейским сообществом, а также в ходе масштабных этнических чисток, прежде всего в отношении армян и греков, отчасти за счет ассимиляции и поглощения турецким этносом), то доля мусульман в численности населения России неуклонно возрастала, по мере продвижения ее границ на юг и юго-восток1. В силу этого «мусу льманский фактор» оказывал всё более заметное влияние как на внутриполитические процессы в России (с точки зрения устойчивости имперской структуры), так и при реализации ее внешнеполитических устремлений в Азии.
Метки: война
Написано в Век дворцовых переворотов, Начало XIX века |