
Ещё до разразившегося в 2014 г. украинского кризиса отношения между Россией и Североатлантическим союзом напоминали движение по замкнутой кривой, где периодические потепления сменялись резкой напряжённостью. Последняя такая "оттепель" связана с саммитом в Лиссабоне (2010 г.), где двусторонним отношениям был придан статус "стратегического партнёрства". При этом российско-натовская кооперация развивалась на низовом практическом (тактическом) уровне, но в силу имеющихся фундаментальных противоречий так и не смогла подняться на действительно стратегический уровень.
Глубинное, неразрешимое противоречие российско-натовского партнёрства связано с тем, что для Москвы абсолютно неприемлемы попытки подмены международной системы безопасности натоцентризмом, что в корне противоречит принципу неделимости безопасности. По определению бывшего генсека Североатлантического союза А. Ф. Расмуссена, НАТО представляет собой "золотой стандарт" евроатлантической безопасности XXI в. Подобный узкоблоковый подход, продвигающий натоцентричную конструкцию в качестве безальтернативной, не согласуется с принципами, провозглашенными в ОБСЕ и в самом Совете Россия–НАТО (СРН).