Оценки деятельности Петра I

22 Июнь 2016

Реформаторская деятельность Петра I, многогранная и противоречивая в своих конкретных проявлениях и исторических последствиях, по-разному оценивается в историографии. При этом оценки деятельности Петра I во многом определяются теми принципиальными теоретическими (методологическими) подходами, которых придерживаются те или иные исследователи. В рамках всех научных направлений, которые основываются на идеи поступательного, прогрессивного развития человечества, даются в целом положительные оценки деятельности Петра I.

Так, в 30 40-е гг. XIX в. западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин и др.), считая Россию страной, идущей по западноевропейскому пути развития, отстаивая необходимость использования опыта Запада, делали вывод о том, что Петр I осуществил исключительно полезное для страны дело, сократив еѐ отставание от Европы и т. д. Историки «государственной школы» (прежде всего, С. М. Соловьев) писали о реформах, о личности Петра I в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России.

В XX в. представители историко-материалистического направления (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. И. Буганов, Е. В. Анисимов и др.), пришли к выводу о том, что в результате петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу, а созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада. Но вместе с тем, обращается внимание на то, что необходимые реформы были проведены дорогой ценой, за счет усиления эксплуатации народа.

Читать запись полностью »

Метки:
Написано в Новости, Петровские реформы |


Вертикаль читательской культуры

22 Июнь 2016

Как писал Ролан Барт, словесный текст  — «это всего лишь пространство, где свободно вспыхивают языковые огни» . Точное определение, несмотря на метафоричность. Только появившись, слова-фонарики создают и освещают пространство вокруг себя. Повествователь идет за героем «Преступления и наказания» или по миру «Евгении Гранде» и ведет нас за собой. Нам предстоит освоить это мыслимое пространство; оно создано воображением автора.

Для того чтобы «обжить» его вслед за автором и его героями, нужно представить себе изображенное. Без такой готовности — без того, что психологи называют воссоздающим воображением, — нет читателя. Но, едва осмотревшись по сторонам, мы немедленно понимаем, в какой мере мыслимый мир не похож на реальный.

Читать запись полностью »

Метки: , ,
Написано в Новости |


Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война

22 Июнь 2016

С именем Петра I связано превращение России в империю, в мощную военную морскую державу. Пѐтр I уже в начале своего правления сделал вывод о том, что для динамичного развития страны необходимо устранить еѐ определѐнную международную изоляцию, добившись выхода к морям — Черному и Балтийскому — или хотя бы к одному из них. С этой целью в 1695 и 1696 гг. были предприняты Азовские походы. Потерпев неудачу под Азовом в 1695 г., Пѐтр I со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В течение года было сооружено около 30 крупных судов, спущенных вниз по Дону. В результате второго похода в 1696 г. Азов был взят, и выход в Азовское море был обеспечен.

Читать запись полностью »

Метки:
Написано в Петровские реформы |


Чтение не по любви

22 Июнь 2016

«Что же касается меня, то, признаюсь, для меня настоящий роман — тот, куда мне хочется вернуться, а не тот, сквозь который я продираюсь, как сквозь кошмарный сон», — так писал Франсуа Мориак, французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе и, конечно, опытный читатель. Такому читателю должны быть по плечу самые сложные вещи. Если смотреть с точки зрения Франсуа Мориака, российское образование школьников не щадит. Порой тексты, через которые ученик должен «продираться», как через «кошмарный сон», сложны и для самого искушенного, тренированного читателя. В  том числе и для школьного учителя.

Согласитесь, проза Ф.  Достоевского и А.  Платонова, стихи О.  Мандельштама и И.  Бродского  — все это непростое чтение. Часто чтение не по возрасту. Или тяжелое эмоционально. Разве всякому легко в соответствующем классе прочитать «Муму» Тургенева или «Тараса Бульбу» Гоголя? Вот почему всегда остается вопросом, захочется ли российскому гражданину вернуться к «школьной» классике. Наберите в поисковой строке Яндекса фразу «В  школе читают классику» или что-нибудь в этом роде, и вы обнаружите миллионы (!) страниц в Рунете, на которых бывшие школьники обсуждают эту проблему.

Читать запись полностью »

Метки:
Написано в Новости |




Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Расчет военной пенсии Оклады с 1.01.2018 Подъемное пособие Архивный отдел Гражданская война патриотическое кино
-

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы