Архив 1 Май 2017



oboznik.ru - Венчание на царство Михаила Романова

В XVII веке в России после потрясений Смутного времени сменилась правящая династия – вместо угасшей московской линии Рюриковичей в 1613 году на престол по итогам Земского собора взошёл Михаил Фёдорович Романов. Новой династии требовались оправдание и доказательство того, что она имеет право на царствование. Право Романовых на престол стало ключевым моментом исторической политики Русского царства.

Было очевидно, что те постулаты, которые выработала историческая политика в России в XVI веке, должны были быть переосмыслены и адаптированы с учётом социальных и политических сдвигов. Существует множество текстов, в которых можно обнаружить новые, по сравнению с предыдущим столетием, духовнополитические смыслы, однако наиболее ярко они проявляются в трёх – Утвержденной грамоте об избрании на царство Михаила Фёдоровича 1613 года, «Временнике по седмой тысящи от Сотворения света во осмой в первые лета» дьяка Ивана Тимофеевича Семёнова (кон. XVI – 1617, незначительные правки до 1631) и Новом летописце, продолжении Никоновской летописи (1630)1 .

(more…)

Понедельник, 1 Май 2017

oboznik.ru - Наш Ленин

В 2017 году исполняется 100 лет Октябрьской революции – событию, значение и масштабы которого трудно переоценить как для России, так и для всего мира. Первым лицом этого исторического события считается лидер большевиков, создатель Советского государства Владимир Ильич Ленин. Его идеи, высказывания, действия как партийного и государственного деятеля стали эталоном для преемников, стремившихся во всём следовать «заветам Ильича».

Не обошли стороной идеи Ленина и процесс создания последней Советской Конституции 1977 года, которой в год 100-летия революции исполняется 40 лет. В годы после принятия Конституции значение ленинского наследия не подвергалось сомнению: о новом Основном законе говорилось, что в нём «сохранены и развиты намеченные еще В.И. Лениным характерные черты конституции социалистического типа» . Современные исследователи вскользь упоминают о том, что разработчики Конституции восприняли идеи вождя пролетариата при подготовке материалов и проектов: А.Н. Медушевский говорит о том, что труды В.И. Ленина рассматривались как «сакральные тексты» для идеологических «ритуалов». С.А. Байбаков считает, что возвращение к ленинским идеям в противовес обозначенному культу личности И.В. Сталина позволяло критически подойти к анализу действующей Конституции 1936 г., но, с другой стороны, сужало «диапазон поиска, канонизируя теоретическое наследие Ленина, принадлежавшее к другой исторической эпохе».

(more…)

Понедельник, 1 Май 2017