
Восточно-христианское монашество с самых ранних этапов своей истории включало в себя институт старчества. В последние десятилетия феномен русской святоотеческой традиции подробно изучается как отечественными (С.И. Смирнова, В.А. Экземплярский), так и западными исследователями (Ф. Шпидлик, Г. Бунге). За это время ученые наполнили содержанием понятие старчества и выявили его характерные черты. Старчество преимущественно относят к деятельности, связанной с духовным руководительством.
Духовное наставничество над послушниками осуществляет старец – многоопытный монах, который мог и не быть столь старым по возрасту. Ученик и его руководитель жили, как правило, вместе, в монастыре, где и происходил духовный процесс становления послушника и возрастания его в подвижника. Старцу надлежит через опыт аскезы показать, что жизнь в подвиге развивает у человека духовные способности. Георгий Флоровский отмечает, что духовная практика открывает человеку природу его души, «…это самопознание дает прозорливость… В прозорливости обосновывается право на духовное руководство». Основой служения послушника является его послушание старцу.
Метки: нравственность, духовность, старчество
Написано в Современность |