Исторические процессы общественного и социального развития всегда сопровождались «революционными переменами» в пространстве повседневности. Прежде всего, это касается моды, в контексте того, «как», а главное, «что» и «кто» носил. Причина проста – изменение внешнего облика людей конкретной «эпохи», духовно-нравственных и морально-ценностных установок в результате исторических трансформаций бытия. При этом, выступая неотъемлемой частью исторического процесса развития человечества, мода всегда становилась неким специфическим «символом» той или иной эпохи, характеризуя таким образом «своё время». Образ России во время революционного перелома начала ХХ века сквозь практику повседневности любопытен не только обывателю, но и современному поколению исследователей отечественной истории.
Мода на революцию в начале ХХ века в России логично приводит к «революции» в самой моде. Результатом станут новые элементы одежды и практики её ношения, которые в свою очередь выступят знаковыми символами произошедших в 1917 году перемен в истории России. При этом, если в дореволюционное время основные веяния моды отражались на особенно обеспеченных слоях общества – верхушке дворянства и купечества, то после событий Октября 1917 г. их с успехом можно проследить по одежде высших партийных кругов и одежде пролетариата. Главными знаковыми символами пространства повседневности и моды первых послереволюционных лет в России стали: кожаная куртка – «кожанка», «будёновка», ленинская кепка, красные женские косынки. Главное лицо Октябрьской революции 1917 года, лидер большевиков В.И. Ленин, несмотря на своё дворянское происхождение, одевался по-пролетарски.
Метки: кожанка, буденовка
Написано в Современность |