«Глобализация не положила конец силовой дипломатии между государствами: наоборот, она ее усилила».
Омар Бонго
Говорят, что в любви и на войне все средства хороши. В мирной жизни между дружественными государствами бывает, что одна сторона использует территорию другой для проведения пропагандистской кампании, например как часть антитеррористической операции. Грубая сила вооруженных методов воздействия в этом случае не применяется, поэтому считается подобное воздействие мягким. Срабатывает ли оно и в чем состоит так называемая мягкая сила?
Словосочетание Soft Power придумал Джозеф Най в 1990 году для описания инструмента международной политики, используемого страной для «достижения желаемого посредством привлекательности, а не принуждением или за деньги». Джозеф Най — декан факультета государственного управления Гарвардского университета, бывший сотрудник Пентагона и автор книг «Парадокс американской власти: почему ни одна супердержава в мире не может существовать сама по себе» и «Мягкая сила: способы достижения успеха в мировой политике». В «Парадоксе американской власти» Най рассматривает различие между грубой и мягкой силой.
Первая представляет собой способ подавления, главным образом, с помощью военных мер. Вторая действует посредством неявных факторов, таких как культура, традиционные ценности и институты (медиа, религия, образование и пр.). В эру всеобщей информационной глобализации сила убеждения приобретает такое же важное значение, как и сила принуждать, если не большее.
Проблема заключается в том, что это более тонкий, волатильный и уязвимый инструмент, не переносящий несоответствия слова и дела. Слишком долго реальная политика опиралась на тяжелый кулак военной силы и удавку экономических и финансовых ограничений, игнорируя особенности национальных характеров, определяющих наши предпочтения в выборе союзников и друзей. Сухого рацио грубой силы уже недостаточно для баланса в современном мире.
Метки: информационная война, война, мягкая сила, сила
Написано в Новости |