Ежегодно 20 июня Военно-морской флот России чествует специалистов минно-торпедной службы. Профессиональный праздник этого подразделения был учрежден в 1996 году приказом Главнокомандующего ВМФ России — в память о первом успешном применении минного оружия российскими моряками. Согласно историческим источникам, в 1855 году, во время Крымской войны, англо-французская эскадра вошла в Финский залив, чтобы атаковать российские военно-морские базы, в первую очередь, Кронштадт.

Чтобы защитить свои рубежи, русским морякам пришлось применить минное оружие. В результате противник потерял четыре боевых корабля и отказался от нападения. А торпеду впервые в истории применил будущий вице-адмирал Степан Макаров в ходе Русско-турецкой войны (1877—1878). В ночь на 14 января 1878 года он атаковал турецкий сторожевой пароход «Интибах» на батумском рейде. Торпеда попала в цель и затопила вражеский корабль. 

Не меньший профессионализм и мужество проявили специалисты минно-торпедной службы и в годы обеих мировых войн, защищая рубежи страны. Сегодня мины и торпеды составляют основу вооружения Войск береговой обороны, в чьи обязанности входит защита пунктов базирования сил ВМФ РФ, портов и других важных участков побережья. Кроме того, торпедное оружие входит в комплектацию торпедных подводных лодок. Их предназначение — оборона от подводного флота противника, а также эскортирование ракетных подводных лодок и надводных кораблей.


Василий Блаженный – московский юродивый

16 Февраль 2019
oboznik.ru - Василий Блаженный – московский юродивый
#историяроссии#история#народ#василийблаженный#общество#юродивый

Многие называют Покровский собор на Красной площади собором Василия Блаженного. Это реальное историческое лицо. Еще царь Федор Иванович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного. Для мощей Василия Блаженного была сооружена серебряная рака. За что же такие почести не князю, не священнослужителю, а, казалось бы, обычному человеку, московскому юродивому. Чем прославился Василий Блаженный?

«Юродивым называют человека, из благочестивых побуждений симулирующего помешательство или скандализирующего окружающих другими способами. Православная церковь считает, что он добровольно принимает на себя личину безумия, дабы скрыть свою святость и избежать суетной мирской славы. В качестве второго побудительного мотива юродства рассматривается духовное наставление в шутливой и парадоксальной форме».

Известны дата и место его рождения: 1469 г., московское подгородное село Елохово. Родители Василия были крестьянами, отдали мальчика учиться сапожному мастерству. Юноша был трудолюбивым и богобоязненным, но сапожником ему стать было не суждено. У юноши случайно обнаружился дар провидения, уникальные экстрасенсорные способности, как сказали бы сегодня. К хозяину сапожной мастерской пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, чтобы прослужили несколько лет. Василий на эти слова улыбнулся. На вопрос хозяина, что означает его улыбка, Василий ответил, что человек, заказавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Предсказание юноши сбылось.

Читать запись полностью »

Метки:
Написано в Кашеварная часть |


Иван Болотников в контексте Смутного времени

16 Февраль 2019
oboznik.ru - Иван Болотников в контексте Смутного времени
#историяроссии#история#народ#война#иванболотников#смута

За последние десятилетия Ивана Исаевича Болотникова «понизили в статусе». В советское время в контексте пристального внимания марксизма к проявлениям классовой борьбы, в каких бы формах она ни разворачивалась, в отечественной литературе писали о трех крестьянских войнах: Болотникова, Разина и Пугачева. В рамках очередного обновления исторической науки движение под руководством Болотникова перестало «дотягивать» до уровня «крестьянской войны», в отношении «разинщины» также возникли серьезные сомнения. Только Емелька Пугачев сохранил когда-то занятые позиции. Тем не менее третье «призовое место» Болотникова все-таки заслуживает внимания.

Внутренняя экономическая политика Бориса Годунова была достаточно жесткой. К 1592 г. завершилось составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. На основании писцовых книг власть могла организовывать розыск и возвращение беглых. В 1592—1593 гг. был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день (возобновление заповедных лет). Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а также на посадское население. В 1597 г. вышли еще два указа, усиливавшие зависимость земледельцев от землевладельцев. Согласно первому указу, любой вольный человек, проработавший полгода на помещика, превращался в холопа и не имел права выкупиться на свободу. По второму указу устанавливался пятилетний срок розыска и возвращения беглого работника владельцу.

Читать запись полностью »

Метки: , ,
Написано в Стрелецкое войско |


«Самая поэтическая личность русской истории»: Степан Разин

16 Февраль 2019
oboznik.ru - «Самая поэтическая личность русской истории»: Степан Разин
#историяроссии#история#народ#война#общество#степанразин

У Тимофея Разина было трое сыновей: Иван, Степан и Фрол. Отец выучил сыновей всему, что нужно казаку: скакать, стрелять, рубить, рыбу ловить, детей растить. Старшему Ивану прочили бунчук атамана. В 1665 г. в войне с поляками он командовал казачьим отрядом в войсках князя Ю. Долгорукова. До окончания войны (1654—1667) оставалось не много. Иван Разин самовольно, нарушая запрет воеводы, вместе с товарищами ушел на Дон. Что в действительности произошло, трудно сказать. Но Ивана догнали, судили и казнили. Царская власть при каждом случае старалась показать, что времена Смуты и казачьей вольницы прошли.

Среднего сына Степана звали «тумой», так как матерью его была пленная турчанка, привезенная отцом из похода. К моменту гибели брата Степану было около 35 лет (годом рождения считают 1630). Он имел немалый жизненный опыт. Богомольцем он побывал на Соловках. Бывал и в Москве, и в Запорожской Сечи. Участвовал в военных походах, в посольствах казаков в Москву и Астрахань. Степан Разин не был бедным казаком, являлся крестником войскового атамана Корнилы Яковлева и после казни старшего брата мог бы сделать правильные выводы и соответствующую карьеру.

Читать запись полностью »

Метки: , ,
Написано в Стрелецкое войско |


Митрополит Макарий и митрополит Колычев

16 Февраль 2019
oboznik.ru - Митрополит Макарий и митрополит Колычев
#историяроссии#история#народ#митрополит#колычев#макарий

Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Должность занимали одну и ту же, а жизненный финал получился разным.

Макарий родился в 1482 г., воспитывался в Пафнутьевском Боровском монастыре. В 1526 г. стал архиепископом Новгородским. Такое «повышение» не было случайным. Известный историк Р.Г. Скрынников в свое время писал: «В течение двадцати лет Василий II не имел детей в браке с великой княгиней Соломонидой Сабуровой. Когда же он задумал развестись с ней „чадородия ради“, его проекты вызвали осуждение в церковной среде. Многие пастыри приравнивали второй брак блудодеянию. Макарий, как видно, принял деятельное участие в разводе государя, благословив его на брак с молодой литовской княжной Еленой Глинской. Сразу после княжеской свадьбы Макарий был посвящен в сан архиепископа, а затем выехал в Новгород с приказом молить Бога, пречистую Богоматерь и чудотворцев о молодоженах, „чтобы Господь Бог дал им плод чрева их“. Чтобы облегчить святителю выполнение его миссии, власти вернули Софийскому дому сокровищницу старых архиепископов, много лет назад увезенную из Новгорода в Москву. Кроме того, Василий III назначил „бояр своих“ в услужение Софии».

В Англии почти в то же время произошла похожая история. Генрих VIII решил развестись с первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла V. Однако Папа Римский развод утвердить отказался. Английский парламент в 1534 г. освободил церковь Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил ее главой вместо Папы Генриха VIII.

Читать запись полностью »

Метки: ,
Написано в Кашеварная часть, Стрелецкое войско |


Семь жен Ивана Грозного

16 Февраль 2019
oboznik.ru - Семь жен Ивана Грозного
#историяроссии#история#народ#жены#ивангрозный#супруги

Первая жена Ивана Васильевича Анастасия Романова пользовалась в народе большой популярностью. Считалось, что она очень благотворно влияла на своего супруга, смиряла его суровый нрав, поддерживала в хороших начинаниях. За 13 лет брака она родила 9 детей: трех сыновей и шесть дочерей, умерших в младенческом возрасте. Первенец Дмитрий утонул в младенчестве во время поездки родителей на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Анастасия Романова была красивой женщиной небольшого роста с роскошной косой до пят. К сожалению, при обследовании ее останков, как сообщают специалисты, коса сохранилась хорошо, а каких-то элементов костей головы, что позволило бы воспроизвести ее облик, не осталось.

После смерти Анастасии Романовой по решению Боярской думы были разосланы посольства в Польшу, Швецию, к князьям западно-адыгского племени Жане и в Кабарду, к князю Темрюку Идарову. Дочь Темрюка приехала в Москву, крестилась и в августе 1561 г. состоялась свадьба. Мария Темрюковна преподнесла Ивану IV трехкилограммовое блюдо из золота.

«Мария была от природы очень умной женщиной, и она сразу же приобрела огромное влияние на Ивана IV. Именно ей и ее брату Михаилу Черкасскому приписывают идею создания опричнины. Об этом говорит и тот факт, что он сразу же занял в ней видное положение, а позже возглавил опричное войско. Оно во многом напоминало кабардинскую княжескую дружину, которая в основном состояла из дворян. Таким образом, княжеская дружина была прообразом опричнины, и это является доказательством тому, что инициаторами создания опричнины были именно кабардинцы из ближайшего окружения Ивана IV», – так считают на родине Марии Темрюковны.

Вторая царица, Мария Темрюковна, родила сына Василия, который умер в младенческом возрасте. Этот брак носил политический характер, так как завершил переход кабардинских князей под покровительство русского царя. Царь считал, что Марию отравили. В действительности Мария Черкасская ездила с мужем в Вологду, где заболела. Царь поспешил в Москву, чтобы затем заняться «новгородским делом». Боярин Басманов долго вез больную Марию в Александрову слободу, и она вскоре умерла в 1569 г. Мария Черкасская популярна в современной Кабардино-Балкарии. Ее считают умной и красивой женщиной, которая «была не только женой русского царя, но и во многом определяла его политику в Русском государстве <…> еще больше закрепила своим браком с Иваном IV связи страны гор с Россией». Установлен памятник Марии Темрюковне на одной из площадей города Нальчика.

Читать запись полностью »

Метки: ,
Написано в Стрелецкое войско |


Аввакум Петров: смерть за идею

16 Февраль 2019
oboznik.ru - Аввакум Петров: смерть за идею
#историяроссии#история#народ#аввакумпетров#общество#идея

Глава старообрядцев протопоп и писатель Аввакум Петров представляет собой редкий тип в жизни и истории. Его можно назвать фанатиком идеи, «невольником чести» или «упертым» еретиком.

Его родителями были нижегородский сельский священник Петр и его жена Мария. Аввакум также начинал сельским дьяконом, а затем священником в селе Лопатищи. В 1647 г. он вступил в конфликт с местным начальством и в первый раз бежал в Москву. Он выступал с проповедью строгого соблюдения нравственных законов христианства, восстановил против себя духовенство и мирян, которые его жестоко избили. Добрался до Москвы, где служил в Казанском соборе.

В 1652 г. Аввакум перешел свой «Рубикон» – выступил против реформ патриарха Никона. Он, лишившись места, стал проводить «альтернативные» богослужения. В августе 1653 г. его арестовали, заключили в подземелье Спасо-Андроникова монастыря, где морили голодом и били за верность старообрядчеству.

Его с семьей сослали в Сибирь и определили протопопом Вознесенской церкви в Тобольске. Однако он продолжал гнуть свою линию, чем восстановил против себя прихожан и администрацию. На него пять раз говорили «слово и дело государево», то есть попросту доносили «куда следует».

В конце июня 1655 г. он был сослан в Якутский, затем в Енисейский острог. Дальнейший путь Аввакума и его семьи лежал в Забайкалье, в Даурию вместе с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова. Пашков притеснял Аввакума, а его жена и сноха помогали. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, проведя в сибирской ссылке 10 лет и 8 месяцев.

Трудно перечислить все вехи трудной жизни Аввакума и его семейства. Он упорно продолжал отстаивать необходимость восстановления дониконовских церковных обрядов, а его с таким же упорством вновь и вновь отправляли в «места не столь отдаленные», мучили нуждой и голодом. Почему сразу не убили? Почему Аввакуму удавалось столь долго вести неравную борьбу?

Читать запись полностью »

Метки: , ,
Написано в Стрелецкое войско |

Страница 1 из 212»




Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Расчет военной пенсии Подъемное пособие Архивный отдел В Контакте

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы