#искусство#история#мысль
Горя надеждой и отвагой
И слову дав свободный ход,
Густой славянофильской брагой
Мы будем потчевать народ
А. С.Хомяков
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,
— Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…
Ф. И. Тютчев
В 40 —50-е гг. XIX в. русское искусство стало главным рупором общественных идей, отразив накал политических борений и духовно-нравственных поисков. Нередко этот период называют «гоголевским», поскольку с именем великого русского писателя связаны бурные дискуссии о самых главных проблемах развития России. Жаждой высокой истины, исканием правды о человеке, размышлениями о справедливости устройства общественных отношений отмечены в той или иной мере все вершинные творения русского реализма и романтизма, будь то поэзия, музыка или живопись. Стоит отметить, что основные противоречия в культуре той эпохи вызваны противостоянием двух самых влиятельных течений — славянофилов1 и западников 2 .
Искрой, разжегшей пламя бурных дискуссий, стали публикации П.Я.Чаадаева (1794—1856), мыслителя и публициста, которого современники называли то «совестным судьей», то «медалью среди человечества», то «властителем дум и мыслей», то «утопистом». Император же (Николай I), прочитав «Философические письма» Чаадаева, посчитал их «дерзкой бессмыслицей»3 . В чем же «провинился» Чаадаев перед властью? Дело в том, что писатель дерзнул критически посмотреть на прошлое России, сопоставить исторический путь европейцев и русского народа.
Метки: искусство, история, мысль
Написано в Николаевская армия |