Статья посвящена изучению роли М. Ю. Лермонтова в творчестве К. Г. Паустовского. Рассматривается, как формировалось мировоззрение и мастерство писателя ХХ века под влиянием лермонтовской традиции. Автор статьи доказывает, что поэтизация природы и преображающая сила слова – ключевые качества, унаследованные художником.
Произведения М. Ю. Лермонтова для К. Г. Паустовского стали единицей художественности и весомым аргументов в полемике об эстетических и этических приоритетах. Лермонтовская тема становится сквозной для К. Г. Паустовского, воплощается в разных жанрах и видах искусства.
Согласно первоначальному замыслу, книга о тайнах писательского мастерства «Золотая роза» (1955) должна была состоять из двух частей. В имеющемся на сегодняшний день варианте повести представлено размышление о роли вдохновения, К. Г. Паустовский солидаризируется с его лермонтовским восприятием: «О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. <…> “Тогда смиряется души моей тревога”» [1, т. 3, с. 195]. Те факты, что мы имеем, анализируя творчество писателя ХХ века, подтверждают, что, несмотря на единичное упоминание М. Ю. Лермонтова в данной книге, в становлении мастерства и мировоззрения литератора творчество поэта XIX века играло существенную роль.
Метки: Лермонтов, поэт, творчество
Написано в Межвоенный период, Николаевская армия, О патриотизме в России |