Негативные тенденции в развитии современного общества, сопровождающиеся сложной международной обстановкой, кризисными явлениями в социально-экономическом развитии страны и переоценкой ценностей, выдвигают на первое место проблему отношения к своей стране, народу, его истории и будущему. Разрушаются и искажаются такие понятия как «патриотизм», «национальное самосознание», «национальная гордость». Для преодоления этих тенденций необходимо уделить особое внимание формированию у подрастающего поколения ценности «Отечество». Являясь важнейшим понятием в процессе воспитания патриотических чувств, Отечество всегда привлекало внимание мыслителей. Однако в науке отсутствует единый подход к определению его сущности.
Цель статьи – проследить процесс эволюции понятия «Отечество» на разных этапах развития отечественной педагогической мысли. Во всем многообразии подходов к понятию «Отечество» можно условно выделить несколько этапов, раскрывающих развитие педагогических взглядов на проблему. Первому этапу соответствует длительный исторический период – эпоха древнерусского государства (IX-XIV вв.). В исторических и литературных источниках того времени идея защиты Отечества рассматривалась как одна из важнейших педагогических проблем («Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Задонщина», «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о Мамаевом побоище») [1, c. 5].