Состояние правового режима денежных вкладов граждан, внесенных в кредитные учреждения, имеет важное политическое, экономическое и социальное значение. От качества и стабильности законодательства во многом зависит уровень доверия граждан к банковской системе и состояние экономики государства. Денежные сбережения населения, помещенные во вклады, являются особым экономическим явлением, находящимся на стыке интересов самих граждан, банков и государства, и ценным ресурсом экономического развития, источником кредитования и инвестирования в экономику. Исследуя генезис правового режима денежных вкладов граждан в ретроспективе прошедшего столетия, можно выделить следующие этапы его развития, неразрывно связанные с проведением компенсационных и конфискационных денежных реформ:Первая денежная реформа 1922—1924 г.г.
В ходе этой реформы была проведена деноминация рубля в 50 000 000 000 (50 миллиардов) раз . В 1922 г. были учреждены Государственные трудовые сберегательные кассы .Денежная реформа в СССР 1947 г. проводилась в форме деноминации с конфискацией с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены старых денежных знаков, подвергшихся в период Великой Отечественной войны обесцениванию, новыми полноценными деньгами. Особенностью этой реформы явился льготный обмен суммы денежных вкладов, размещенных на счетах в Гострудсберкассах и Госбанке СССР. Так, суммы вкладов до 3 тыс. руб. менялись один к одному (1:1), от 3 тыс. до 10 тыс. руб. менялись три к двум (3:2). Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., деньги обменивались по курсу два к одному (2:1). В 1947 г. государство убедительно показало гражданам преимущество и надежность хранения денег в Гострудсберкассах. Это послужило важным стимулом дополнительного привлечения денежных средств во вклады: за период 19501988 г.г. остаток вкладов по данным ЦСУ СССР увеличился с 1,8 до 297,5 млрд. руб. Последующие денежные реформы СССР проводились в форме деноминации (1961 г.) и конфискации (1991 г.).