Аннотация. В статье рассмотрено широко используемое в современном политологическом дискурсе понятие «постправда». Раскрыты основные черты подобных подходов изложения информации. На примере некоторых публикаций конца 80-х – начала 90-х годов сделан вывод, что аналогичные подходы достаточно отчетливо просматривались и в этот период. Показана роль политики постправды в формировании общественного мнения во время распада Советского Союза.
См. также: Эпоха «постправды» в современной журналистике: картографирование изменений медиапространства
Ключевые слова: информация, информационные войны, история, СССР, партия, межнациональные отношения.
Термин «постправда» сравнительно недавно вошел в политологический лексикон. Считается, что он возник в 2010 г. благодаря блогеру Д. Робертсу, который использовал его в своей колонке для интернет-издания «Grist». Но уже в 2016 году по версии оксфордского словаря постправда стала словом года. Чаще всего это понятие трактуется как гибридная правда. Использующие этот подход носители информации, как правило, обращаются к чувствам, эмоциям потребителей этой информации. Благодаря постоянному повторению одних и тех же аргументов, преподносимых разными источниками, замалчиванию фактов, противоречащих точке зрения заказчиков, информация, несмотря на ее недостоверный характер, начинает восприниматься обществом как истинная. Тем самым, общественное мнение подготавливается к очередным информационным вбросам, соответствующим формируемой политическими акторами концепции.
Метки: СССР, постправда
Написано в Новости |