В настоящее время существует конституционно-правовая коллизия: согласно Конституции России, с одной стороны, цензура запрещается (ч. 5 ст. 29), с другой – запрещаются любые проявления экстремизма (ч. 2 ст. 29), предусмотрено сохранение государственной тайны (ч. 4 ст. 29). Это требует теоретико-правового осмысления путем применения ограничительного толкования норм упомянутой статьи, а также сравнительно-правового исследования указанных норм с нормами федеральных конституционных законов «О военном положении» и «О чрезвычайном положении», в которых термин «цензура» используется в границах правового поля.
Статья 29 Конституции относится к табуированным разделам основного закона, изменение или отмена которых не предполагается в принципе и является сверхжесткой. Но это не значит, что научное или правовое сообщество не имеет права критиковать ее нормы и подвергать сомнению ее аксиомичность.
В настоящее время сложилось два концептуально различных взгляда на конституционно-правовой статус цензуры. Ряд ученых-правоведов, в том числе и автор статьи, полагают, что цензура не является атрибутом тоталитарного политического режима и назрела необходимость реабилитации правового конструкта цензуры как института государственного контроля за информацией, способной принести прямой или косвенный вред интересам личности, общества и государства.
Метки: закон, конституция, цензура
Написано в Новости |