КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Великая Отечественная война; патриотическое воспитание; историческая память; историческое познание; историческое сознание; образовательные проекты.
АННОТАЦИЯ. Автор рассматривает проблему сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, выделяет источники формирования исторической памяти, анализирует эффективность их использования в образовательной практике и семье, предлагает пути сохранения исторической памяти, отвечает на вопрос: зачем сохранять память о Великой Отечественной войне – событии 75-летней давности.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне для людей моего поколения – по-прежнему главное событие XX в. Именно Победа, путь к которой длился 1418 дней и которая «стоила» нашей стране 26,6 млн человек [4, с. 43], стала тем событием, которое проверило советский народ на прочность, сплотило представителей многих национальностей в борьбе с фашистской Германией. В историческом сознании и исторической памяти советских людей и современных россиян Великая Отечественная война занимала и занимает одно из самых значимых мест, именно она до настоящего времени является предметом активного исторического познания: историки, учёные других направлений, краеведы, любители истории и даже школьники осуществляют поиск новых источников, ищут ответы на сложные вопросы, связанные с войной, предлагают собственную интерпретацию исторических фактов.
При рассмотрении поставленной проблемы в данном статье под историческим сознанием понимается совокупность представлений общества и отдельных его сегментов о своём прошлом и прошлом всего человечества, под исторической памятью – процесс осовременивания прошлого в сознании индивидуальных или коллективных субъектов, под историческим познанием – процесс поиска, установления и интерпретации существенных исторических фактов [19, с. 170, 186, 189]. Почему так важно поднимать проблему исторической памяти о Великой Отечественной войне и какое место тема войны занимает в процессе воспитания граждан и патриотов страны? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что историческая память: