Созданный за полгода на ГАЗе БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, что существенно повысило его проходимость. Броневик разительно отличался по внешнему виду от иных представителей семейства БА – в бронекорпусе практически не было прямых углов, силуэт был лишён архаики: конструкторы учли опыт первых месяцев боёв 1941 года. Одновременно БА-64 стал и последним советским бронеавтомобилем, дальше на вооружение принимали только БТР.
Создание и применение
В качестве базового шасси использовали легковой двухосный полноприводный автомобиль ГАЗ-64. Сверху монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4-мм до 15-мм, броня была противопульной. Для него были характерны значительные углы наклона броневых листов к горизонтальной плоскости, сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Корпус БА-64 не имел заклепочных соединений - стыки листов брони были гладкими и ровными.
Для входа и выхода из машины экипаж мог воспользоваться двумя открывавшимися назад и вниз дверями в нижних частях бортов справа и слева от водителя. В торцевой задней части корпуса навешивалась бронекрышка для защиты заливной горловины бензобака.
Броневик предназначался для решения задач командирской разведки, управления боем и связи, сопровождения автоколонн и для противовоздушной обороны танков на марше. Но в ходе Великой отечественной войны БА-64 отлично зарекомендовал себя в уличных боях при освобождении городов Восточной Европы, Австрии и штурме Берлина – угол обстрела пулемёта позволял вести огонь по верхним этажам зданий.
При конструировании броневика на конструкторов оказал влияние трофейный бронеавтомобиль SdKfz 221, доставленный 7 сентября 1941 года на ГАЗ для детального изучения.
Проектирование и изготовление БА-64 заняло порядка полугода - с 17 июля 1941 года по 9 января 1942 года. Маршал Советского Союза Клим Ворошилов осмотрел машину, она ему понравилась.
Броневик успешно прошёл заводские и войсковые испытания и 10 января 1942 года новый бронеавтомобиль осмотрел Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. После успешного завершения заводских и войсковых испытаний бронеавтомобиль 3 марта 1942 года был представлен Членам Политбюро ЦК ВКП(б), а летом первая партия серийных броневиков поступила в войска Брянского и Воронежского фронтов. За создание бронеавтомобиля БА-64 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года В.А. Грачев был удостоен Государственной премии СССР.
Метки: БА64, бой, Константин Барановский, бронеавтомобиль
Написано в Новости |