Фольклорная картина мира – важная, основополагающая часть концептуальной картины этноса (см. подробнее: [7, c. 46–56]). Фольклор представляет собой отражение особой картины мира, сложившейся в народном сознании в течение тысячелетий и не утратившей значимости в наше время. Особенно в настоящее время изучение устного народного творчества представляется актуальным, когда растет интерес к историческому прошлому, идет поиск русской национальной идеи. Современная лингвистика обратила свое внимание на фольклорные концепты (см., например: [8, c. 63–102], [10]). Те из фольклорных концептов, которые на понятийном уровне совпадают с общекультурными, отличаются от них на уровне аксиологическом [7, c. 46–47]. Обратимся к важной части фольклорной картины мира – народным сказкам, которые станут материалом для описания фольклорного концепта царевна. Остановимся на структуре концепта царевна. Начнем с мотивирующих признаков этого концепта. Мотивирующий признак – это внутренняя форма слова.
Слово царевна – производное от царь. Царевна – дочь царя и царицы. Традиционно считается, что царь – правитель, властитель, глава (рода, народа), а царица – жена царя. История России знала периоды, когда ею правили царицы без мужей (Елизавета, Екатерина II – она же Екатерина Великая). То есть царевна – это дочь правителей, властителей (царя и царицы), глав рода, народа. Кроме того, царевна – наследница трона и невеста. Таким образом, к мотивирующим признакам относятся ‘дочь правителей (царя-царицы)’, ‘наследница полцарства’, ‘невеста’. Существует ряд народных сказок, где описывается сюжет, когда за девушку (невесту, царевну) дают полцарства впридачу, т.е. наследование материальных благ и власть когда-то передавались по женской линии! Это первое, на что следует обратить внимание.