Политические мифы на разных этапах исторического развития играли важную роль в системе государственного управления, выступая элементом идейного обеспечения политического процесса, средством политической коммуникации между властью и обществом, способом репрезентации политической действительности. Изменение ценностной парадигмы современного российского общества при переходе на постиндустриальную стадию развития, выдвижение на первый план ценностей потребления, качества жизни, антропоцентризм восприятия политического пространства диктуют потребность повышения социальной ответственности государства как ключевого фактора устойчивого развития политической системы.
Вместе с тем, ухудшение «социального самочувствия» россиян на фоне снижения реальных доходов населения, роста цен, масштабов бедности, деиндустриализации и прочих проблем, выраженного в падении с осени 2018 года основных индексов комфортности (социального оптимизма, удовлетворённости жизнью и др.); рост скептических настроений респондентов относительно достижения положительной динамики экономических показателей, социальной справедливости [8] усиливают потребность обращения действующей власти к технологии мифотворчества, реинкарнации мифа о социальной защищённости.
Актуализирует поставленную проблему изменение механизма функционирования и циркуляции мифов в условиях сетевизации и медиатизации политического пространства, трансформирующих систему политических коммуникаций, появление новых субъектов – производителей мифов (блогеры, разработчики компьютерных игр, пользователи социальных сетей и пр.), предлагающие альтернативные интерпретации политической действительности, развенчивающие мифы о социальном благополучии, стабильности. В данной статье рассматривается механизм формирования политического мифа (на примере мифа о социальной защищённости россиян) в условиях меняющейся конъюнктуры, характер воздействия мифологического нарравтива на перцепцию государства. Политический миф интерпретируется нами как «устойчивый и эмоционально окрашенный стереотип восприятия политических реалий прошлого и настоящего», [13, с. 27] идеологически маркированное повествование, «включающее в себя вложенное в него содержание, воздействие, которое оказывает рассказчик силой своего слова». [12, с. 126] Современный политический миф конструируется политическими субъектами с целью решения конкретных конъюнктурных задач. Следовательно, по своей природе он рационален, имеет инструментальную предназначенность.