Эпидемия нанесла неожиданный удар по всем уровням образования. И перед школьниками, студентами и перед преподавателями внезапно был поставлен вопрос – как продолжать учебу? Возникла принципиально иная ситуация, поставившая под сомнение накопленный веками опыт преподавания и обучения.
Оптимисты заявили, что данная ситуация активизировала обновление образовательного процесса, подтолкнула к ведению удаленных форм обучения, поставила вопрос о применении принципиально новых методов подачи учебного материала. Но пессимисты заявляют, что за общими словами «об удаленке» скрывается множество нерешенных проблем – как и какими доступными и эффективными способами осуществлять обучение молодежи на всех уровнях ее подготовки?
Как и какие методы контроля можно и нужно применять? Да и как, например, обучать будущих врачей, инженеров, летчиков и др., которые требуют непосредственного контакта и с обучающим и предметом изучения. Выясняется, что на этом пути, прежде всего, остро встал вопрос о владении учащимися и студентами навыками работы с компьютерными технологиями и соответствующим оборудованием. Несмотря на большое распространение компьютеров, их имеют не все, а среди владеющих ими не все и не всегда умеют или готовы использовать такой формат учебы. Во-вторых, это умение преподавательского состава применять новые методы обучения, и новые методы контроля, которые потребовали от них серьезной и глубокой перенастройки практики преподавания.
В-третьих, остро поставлен вопрос об осуществлении воспитательного процесса (с 1 сентября этого года вводится обязательное требование по осуществлению планомерной работы со всеми обучающимися в течение всех лет учебы). Но как это осуществлять в условиях дистанционной схемы? И наконец, к этим вопросам примыкает и проблема личного контакта ученика и учителя в широком смысле этого слова, который по признанию всех – и авангардистов и консерваторов – заменить в полной мере невозможно для того, чтобы получить желаемый результат.