
Третьим направлением, которое проникло с Запада в русскую литературу, было так называемое направление сантиментальное. Оно развивалось на Западе рядом с просветительным движением и было литературным выражением вкусов и взглядов усиливающейся буржуазии. Последняя не только выступила против дворянства в лице своих идеологов-просветителей, но и вызвала к жизни новые художественные образы, в которых отражались взгляды нового класса на человека, на жизнь, природу, нравственность и т. п. Вместо прежнего типа писателя придворного, в роде Корнеля или Расина, отражающего вкусы двора, изображающего высокие чувства или героические подвиги предков дворянской среды, возникает новый тип писателя, в роде английского романиста Ричардсона (1689—1761), труженика, пробивающего себе дорогу.
Вместо испорченного, распущенного и самолюбивого героя перед нами религиозный и чувствительный буржуа с семейными добродетелями и нравственными правилами. Рыцарские нравы, говорит Тэн, сгладили и унесли с собой поэтическую выразительность и картинность театральной сцены. Сглаживаются монархические нравы и уносят за собой остроумие и распущенность театра. Возникают буржуазные нравы и приносят с собой наклонность к кабинетному и практическому учению. Возникает потребность в книгах, которые читаются у камина в деревне, в своей семье; к этому ряду произведений обращаются талант и творчество. Постепенное перенесение центра умственной жизни из среды придворного дворянства в среду купечества сопровождалось глубокими изменениями в миросозерцании европейского общества и в его литературе. В. Н. Фриче так характеризует этот переворот: «Всем своим душевным складом «чувствительный» человек представлял резкий контраст господствующей аристократии. Для аристократа XVIII века любовь была лишь мимолетным наслаждением, лишь пикантным времяпрепровождением, для «чувствительного» человека она была всепоглощающею страстью.
Метки: литература
Написано в Новости |