Можно сказать, что сотрясение сознания, связанное с начинающимся крушением всего дворянского уклада России, проходит красной нитью через русскую литературу на протяжении десятков лет. Этот перелом сознания принимает различные формы в зависимости от социальной среды, сквозь призму которой воспринимает писатель совершающийся социальный сдвиг. При всем этом разнообразии коренная сущность совершающегося процесса остается одной и той же: неудовлетворенность существующей действительностью и стремление уйти в иной мир, отсутствие ясного представления о тех новых социальных классах, которые укажут выход к новым формам жизни. Отсюда метание во все стороны, завершающееся либо тоской, либо устремлением к экзотике, на лоно природы и к первобытной жизни, иначе говоря, поэзия мировой скорби или романтизм.
У Пушкина и у Лермонтова, у писателей, тесно связанных с великосветской средой, мы видели, что это презрение к обществу и бегство от него принимало форму идеализации героев, вышедших из этой же светской среды, бесплодно блуждающих по свету и не находящих себе места. Но рядом с этими светскими писателями тот же процесс получает более реальное трагическое выражение в творчестве Николая Васильевича Гоголя (1809—1852), писателя мелкопоместной среды, писателя, который явился художником разложения русского патриархально-поместного строя. Его судьба была несколько иная, его детство протекло в имении его родителей в Полтавской губернии.
Метки: Гоголь, творчество
Написано в Новости |