#Белинский#история#чтение#письменность#книга#литература
В тридцатых и сороковых годах эти западные влияния в нашей литературе переплетаются с идеями,, которые нарастают в русском обществе в результате усиления не-дворянских классов, в особенности появления в литературе разночинцев. Этот период тесно связан с литературной деятельностью первого великого разночинца в литературе—Виссариона Григорьевича Белинского (1811—1848). Детство его протекло в городе Чембаре, Пензенской губ., в захолустной чиновничьей среде; далее—московский университет, нужда, кружки идеалистов, воспитанных на немецкой философии, из которых знаменитый кружок Станкевича сыграл в его жизни особенно крупную роль. Именно в эти годы Белинский представляет, ■быть может, наиболее ярко выраженный тип интеллигента, спасающегося в объятия идеалистической философии от гнусной российской действительности, ищущего во всех противоречиях этой действительности проявления деятельности всевозможных абсолютов. Именно в эти годы Белинский приписывает «вечной идее» или какой-нибудь другой надземной силе намерения и цели, об’ясняющие те мерзости, которые он видит вокруг себя.
Прекрасно охарактеризовал настроение тогдашней молодежи биограф Станкевича: «Каким-то торжеством, светлым радостным чувством исполнилась жизнь, когда указана была возможность об’яснить явления природы теми же самыми законами, каким подчиняется дух человеческий в своем развитии, закрыть, повидимому, навсегда пропасть, разделяющую два мира, и сделать из них единый сосуд для вмещения вечной идеи и вечного разума. С какой юношеской и благородной гордостью понималась тогда часть, предоставленная человеку в этой всемирной жизни!.. По свойству и праву мышления он переносил видимую природу в самого себя, отбирал ее в недрах собственного сознания — словом, становился ее центром, судьей и об’яснителем.
Метки: литература
Написано в Новости |