Цель данной работы – рассмотреть идеологические импликации женских образов, используемых в дизайне банкнот, которые были введены в обращение в Восточной Европе в XX в. Этот регион интересен своим политическим контекстом: в указанный период здесь регулярно сменяется напряжение власти, государства появляются, а затем сливаются с другими государствами, позже вновь обретая свою независимость. Это ощущается особенно травматично из-за историко-географического аспекта, поскольку тесные культурные связи регулярно возобновляют политические притязания и претензии соседствующих стран друг к другу. В этих условиях выпуск собственных денег является важным инструментом, легитимирующим власть и продвигающим благодаря дизайну образ материальной реальности, в которой утверждается эта власть.
Поэтому особого внимания требуют визуальные репрезентации в дизайне денег, при этом банкноты оказываются более распространенными в повседневном использовании. Кроме этого их дизайн обычно обладает более насыщенными визуальными нарративами, что в совокупности позволяет выделить их в качестве особого объекта для анализа. Что же касается специфики женского образа как исследовательского фокуса, то изображения женщин на банкнотах, выпускавшихся в Восточной Европе в XX в., встречаются гораздо реже, чем портреты мужчин, и этот факт порождает следующие вопросы: 1) чем это обосновано? 2) когда женский образ оказывается актуальным? 3) какие типы женского образа используются в дизайне? Анализ будет проведен в хронологическом порядке на примере банкнот, выпущенных в пределах территорий современных Беларуси, Литвы, России и Украины. Также будут рассмотрены эскизные решения к описываемым банкнотам, поскольку они позволяют оценить вариативность образов в социально-историческом контексте.
Метки: история, женщина, деньги
Написано в Первая мировая война, После Крымской войны, После Русско-японской войны, Финансовое |