Характер вооружения русского всадника не позволял ни опрокинуть противника при помощи копейного натиска, ни, тем более, физически истребить значительную его часть техническими средствами в ходе боя. Вообще, потери конницы даже в крупных битвах того времени исчислялись считанными десятками и только изредка - сотнями убитых и раненых.
Военное искусство русских воевод заключалось прежде всего в воздействии на мораль, на боевой дух вражеского войска, сломя его различными средствами, после чего обращенный в бегство неприятель и нес основные потери при преследовании.
Иноземцы, уже в XVI в. привыкшие к рационализированным, геометрически правильным построениям своих рот и баталий, с презрением писали об отсутствии чего-либо подобного у «варваров-московитов»:
«Войско идет, или ведут его, без всякого порядка, за исключением того, что четыре полка… находятся каждый у своего знамени, и таким образом все вдруг, смешанною толпою, бросаются вперед по команде генерала… Когда они начинают дело или наступают на неприятеля, то вскрикивают при этом все за один раз так громко, как только могут, что вместе со звуком труб и барабанов производит дикий, страшный шум. В сражении они прежде всего пускают стрелы, потом действуют меча ми, размахивая ими хвастливо над головами, прежде нежели доходят до ударов».
Метки: история, конница, кавалерия, войско, репост
Написано в Стрелецкое войско, Транспорт, Управление тылом |