30 Август 2011

В штаб Маньчжурской армии все сведения о противнике поступали в сыром виде

oboznik.ru - В штаб Маньчжурской армии все сведения о противнике поступали в сыром виде

Получаемые сведения от агентов дальней разведки, донесения от войск и агентов штаба и сообщения печати сопоставлялись и обрабатывались в разведывательном отделении и выливались в форму «сводок сведений о противнике». Таким образом, в штаб Маньчжурской армии все сведения о противнике поступали в сыром виде.

По сформировании штабов Главнокомандующего и трех Маньчжурских армий до Мукденского боя включительно сведения в разведывательное отделение штаба Главнокомандующего поступали из армий в обработанном виде, в форме сводок. Все же остальные многочисленные данные дальней и ближней тайной агентуры штаба Главнокомандующего, разведки штаба тыла, Приамурского военного округа и Заамурского округа пограничной стражи получались в форме прямых донесений, почти без всякой обработки.

Такой же характер носили и донесения полковника Квецинского, за исключением его ежемесячных сводок с приложением схем.

Наряду с этим получались копии всех тех войсковых донесений о противнике, которые уже послужили материалом для сводок штабов армий. Необходимо подчеркнуть, что весьма многие сведения о противнике поступали, минуя генерал-квартирмейстера, непосредственно на усмотрение Командующего Маньчжурской армией, а впоследствии Главнокомандующего, без предварительной критики и обработки в разведывательном отделении.

Сюда относятся отчасти донесения полковника Квецинского, генерал-майора Ухач-Огоровича, генерал-майора Косаговского, ротмистра Дроздовского и др. Данные о противнике при разборе делились по степени достоверности: 1) на документальные, т. е. достоверные, не возбуждающие никакого сомнения (пленные, японские документы, карты, предметы обмундирования и снаряжения и проч.) и 2) на предположительные – донесения военных агентов, сведения от лазутчиков, опросы пленных и т. п. Последние источники давали лишь указания, на основании которых можно было делать более или менее правдоподобные предположения.

В начале кампании документальные данные совершенно отсутствовали и таковые начали получаться только в середине мая 1904 г. В сводках получались следующие сведения: 1) О численности и группировке японских войск, преимущественно по армиям (вначале по группам: южная и восточная). 2) Об укреплениях. 3) О планах японцев. 4) Об устройстве тыла. 5) Об организации японских войск и ходе мобилизации в Японии. 6) О новых формированиях (с конца 1904 г.). 7) О китайских войсках генералов Ма и Юаньшикая (в начале кампании, когда опасались враждебных действий с их стороны). 8) О настроении местного населения (Маньчжурии, Монголии и Кореи) и 9) Разные сведения.

Необходимо отметить, что вследствие неоднократно подмеченного факта недробления японцами войсковых единиц (дивизий, бригад) было принято при документальном установлении одного полка дивизии (бригады) считать налицо в ближайшем районе и другие части этой дивизии (бригады).

Кроме сводок о противнике, разведывательными отделениями штабов Маньчжурской армии и Главнокомандующего были изданы справочные сведения для войск, а именно штабом Маньчжурской армии: 1) «Перечень начальников дивизий и командиров бригад японской армии» (два издания). 2) «Организация японских сухопутных вооруженных сил» (два издания к 1 июня и к сентябрю 1904 г.). штабом Главнокомандующего: «Боевое расписание японских армий по сведениям к 1- му декабря 1904 г.» Сводки о противнике печатались в штабе Маньчжурской армии почти ежедневно только в 4-х экземплярах (для Командующего Маньчжурской армией, начальника его штаба, генерал-квартирмейстера и разведывательного отделения штаба армии). Сводки в войска не рассылались, так как бывший генерал-квартирмейстер признавал это излишним.

С сентября месяца для ориентировки корпусов и отдельных отрядов ежедневно посылались бюллетени об общем положении дел с краткими сведениями о противнике. В штабе Главнокомандующего до Мукденского боя включительно сводки печатались в большем количестве и рассылались по одному экземпляру в штабы 3-х Маньчжурских армий.

Эти последние, если находили необходимым, перепечатывали их и рассылали в корпуса и отдельные отряды. Порядок этот имел то неудобство, что сведения в войсках получались со значительным опозданием. Кроме того, не могло быть и речи об обязательности распространения сводок штаба Главнокомандующего в отдельных войсковых частях. К сводкам иногда прилагались схемы.

«И. Деревянко. «Белые пятна» Русско-японской войны»: Эксмо, Яуза; Москва; 2005

Другие новости и статьи

« Борьба со шпионами противника

Командир оштрафован за незаконное увольнение офицера Балтфлота »

Запись создана: Вторник, 30 Август 2011 в 18:00 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, После Крымской войны, После Русско-японской войны.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика