Боевые действия и тыловое обеспечение 8 армии в 1939 - 1940 гг.
В ноябре 1939 г. на Петрозаводском направлении была развернута 8 армия (командующий - комдив И.Н. Хабаров, 4 декабря его сменил командарм 2 ранга В.Н. Курдюмов, а затем с 14 декабря - командарм ранга Г.М. Штерн).
Управление 8 армии и армейский узел связи располагались в Петрозаводске. Тыловые части и армейские учреждения базировала на Кировской железной дороге, станциях Петрозаводск и Лодейное Поле. Эвакуация раненых и больных предусматривалась на полевой эвакопункт № 24 с дальнейшей их отправкой в военные госпитали развернутые в Медвежьегорске, Петрозаводске, Лодейном Поле и ряде других населенных пунктах Карелии.
В общей сложности численность воинской группировки, сосредоточенной против Финляндии в Северном Приладожье, составлял свыше 70 тыс. человек.
Оперативная задача, стоявшая перед 8 армией, заключалась в следующем. После получения приказа о переходе советско-финляндской границы следовало «решительным наступлением главными силами на Сердобольском направлении разгромить противостоящего противника, имея ближайшей задачей выйти на фронт Корписелькя-Вяртаиля-Сортавала (Сердоболь). В дальнейшем во взаимодействии с 7 армией наступать в направлении Миккели, обеспечивая свой правый фланг в направлении Куопио, установив живую связь с 9 армией» [1].
Утром 30 ноября артиллерия произвела короткий огневой налет с целью подавить противника на переднем крае и в глубине. В 8.30 через советско-финляндскую границу двинулись стрелковые части 8 армии. Изначально наступление развивалось успешно, без особого сопротивления финских войск. Однако дальнейшее наступление армии проходило достаточно медленно, так как финны при отступлении стали более активно вести арьергардные бои, взрывать мосты и минировать пути отхода.
12-17 декабря 1939 г. 139 и 75 стрелковые дивизии в ожесточенных боях без продвижения вперед потерпели поражение и по финским сведениям понесли большие потери: 3000 тыс. человек убитыми и 600 пленными, а также 60 танков, 3 бронеавтомобиля, 30 орудий, 200 станковых и 140 ручных пулеметов.
В двадцатых числах декабря фронт на правом фланге, где наступал 1 стрелковый корпус, надолго стабилизировался.
На левом фланге, где действовал 56 стрелковый корпус, продолжались ожесточенные бои.
Наступавшая вдоль побережья Ладожского озера 168 стрелковая дивизия овладела рядом населенных пунктов и 14 декабря вышла в район, где ее продвижение было остановлено. В первых числах января 1940 г. финны развернули наступление против этой дивизии и уже 11 января вышли на побережье Ладожского озера, тем самым, окружив советскую дивизию в районе Кителя.
Уполномоченный особого отдела 168 дивизии младший лейтенант К.И. Огарков оставил следующие воспоминания о той чрезвычайно тяжелой ситуации, в которую попала его дивизия:
«Сложилась тяжелая обстановка. Участок дороги, перерезанный финнами, составлял примерно 8-10 км, и чтобы проникнуть в расположение окруженных войск, нужно было преодолеть этот участок под большой охраной. Первоначально это удавалось, но постепенно финны наращивали мощь и, в конце концов, полностью изолировали передовые части от тыла» [2].
В 168 стрелковой дивизии подходили к концу боеприпасы, продовольствие и медикаменты. Пробиться в «котел» по дороге Питкяранта-Китель было невозможно. Единственный путь пролегал по льду Ладожского озера мимо занятой финнами группы небольших островов. Дорога эта проходила от 0,5 до 1,5 км от берега и получила название «Дорога смерти». Первыми на лед за разведкой по Ладоге двинулись тяжело груженые конные обозы. Они доставили окруженцам боеприпасы, продовольствие и медикаменты. Обратным рейсом вывезли раненых, обмороженных и больных. Но очень скоро проводка обозов сделалась очень сложной, сопряженной с большими потерями.
Красноармеец А.Ф. Тюкаров из 168 стрелковой дивизии вспоминает:
«Когда поехали в другой раз, то дорога оказалась перегороженной. В лед были вморожены столбы и натянута колючая проволока в два ряда, и сделано это, как рыбу ловят сетью - обоз в нее попадал. Чтоб вперед ехать под пулеметный огонь, чтоб назад - под пулеметы. Поехало 106 подвод, а прорвалось только 5» [3].
Драматичную картину сложившейся обстановки рисует старшина 402 стрелкового полка 168 стрелковой дивизии А.В. Крутов:
«Для людей продовольствие кончилось, им - голодный паек. Фуража для лошадей не стало, они объедали другу друга хвосты, всю кору у хвойных деревьев съели до предельной высоты, насколько достает лошадь. Командование решило оставшихся забивать и сдавать на кухню. Когда и этот резерв кончился, питались, кто чем. Смотришь, красноармеец, еле сам идет, винтовку по снегу тянет и тащит найденную голову, ноги, или копыта какой-нибудь павшей лошади. В общем, кто что найдет - все в ход идет. Люди окончательно ослабели, валились с ног, все стало безразлично. Бродили в поисках пищи, рылись в снегу в надежде найти пищевые остатки, уши или копыта от лошади. Жуткая картина: боец Красной Армии бредет оборванный, закоптелый, грязный, ткни его, и упадет. А в землянках тепло. Тело разогрелось, распарилось, зачесалось, зудит, ползают вши. Выйдешь из землянки, снимешь штаны до колен и давай вшей в снег встряхивать, навалится их, как льняного семени на снег набросано. Личный состав в отчаянии: «Да когда же все это кончится! Неужели у нас не будет выхода из создавшегося положения?! Где высшее военное командование, где правительство?! Знают ли они о нашем положении, что хотят предпринимать?!» [4].
В конце декабря финские лыжники блокировали 18 стрелковую дивизию и 34 легкотанковую бригаду со стороны Петрозаводска. Последней в сторону Петрозаводска сумела проскочить автоколонна старшего лейтенанта Золотарева из автовзвода 34 легкотанковой бригады, накануне доставившая в расположение бригады боеприпасы и продовольствие.
На участке окружения 18 стрелковой дивизии и 34 легкотанковой бригады обстановка сложилась еще сложнее и безнадежнее, чем в 168 стрелковой дивизии, т.к. эти соединения были блокированы финнами в тринадцати разобщенных «котлах» (финны называли их «мотти» - мешки окружения). Каждая из блокированных групп была вынуждена сражаться самостоятельно, надеясь лишь на собственные силы. Связи между «котлами» не существовало, и о том, что соседний батальон или полк еще сопротивляется, бойцы узнавали только по звукам боя.
В первых числах января 1940 г. из состава 8 армии была выделена Южная группа войск под командованием командарма 2 ранга М.П. Ковалева. Основной ее задачей была деблокада окруженных соединений, положение которых стало к тому времени просто угрожающим.
В январе 1940 г. в соответствии с директивой № 003/0093, подписанной К.В. Ворошиловым и Л.П. Берия, в 8 армии приступили к формированию восьми контрольно-заградительных отрядов НКВД из состава пограничных полков (численность каждого отряда 100 человек) [5]. В задачу отрядов входила организация на фронтовом направлении заслонов и застав, проведение облав в тылу действующих частей, а также проверка документов «у всех одиноко и неорганизованно следующих военнослужащих и граждан, направляющихся в тыл, и задержание диверсантов» [6].
В докладе 8 армии начальнику Генерального штаба выводов из опыта боевых действий армии в период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. отмечалось:
«Крайняя ограниченность дорожной сети (на дивизию приходилась лишь одна дорога), ее полная неподготовленность для массового передвижения войск и осенняя распутица представляли большие трудности для сосредотачивающихся к госгранице войск.
Части с огромным перенапряжением продвигались вперед по мере постройки и улучшения и существовавших дорог. По таким дорогам предстояло пройти от 130 до 150 км, вследствие чего походные колонны в процессе продвижения сильно растягивались. Величина суточных переходов в течение 10-12 дневного движения в среднем выражалась в 5-20 км.
Выводы:
а) в дорожном отношении ТВД вовсе не был подготовлен. В результате боев части пришли фактически ослабленными, измотанными, со значительно испорченной обувью, протертым обмундированием, изношенной матчастью и худоконностью;
б) ограниченность дорог на ТВД не позволила строить боевые порядки дивизий, расчлененных по нескольким дорогам;
в) отсутствие баз продфуража…, да еще при скверных дорогах, приводило к частым перебоям даже в текущем снабжении войск.
Части армии развернулись на направлениях: иломантском - 155 сд, пойосварском - 139 сд, лоймоловском - 56 сд, питкярантском - 18, 168 сд. Их среднее удаление от границы составляло 4-7 км.
Имевшаяся в дивизии артиллерия могла при наступлении на противника создать нормальную плотность огня лишь на фронте 1-1,5 км, в то время как ширина фронта наступления дивизии превышала уставные нормы в 3-4 раза.
…При переходе границы применение артиллерии было централизовано, но это ничего не дало, так как артиллерийский огонь велся по карте в отсутствии разведывательных данных. Такой огнь в течение 10-15 минут ничего существенного не дал.
На первых порах войскам при действиях в лесу было неясно как осуществлять взаимодействие. Пехота теряла уважение к артиллерии, так как ее огонь был малоэффективен и часто запаздывал.
Точные карты отсутствовали (карта 100 000 устарела), но положение облегчалось в связи с наличием трофейных карт, несколько более точных.
Поэтому действие артиллерии по дорогам и мостам для воспрещения увоза противником матчасти и подвоза резервов были несколько удачнее.
Перегрузка и беспрерывные пробки на однопутных дорогах приводили к перебоям в питании боеприпасами.
…Расчеты на девятидневное наступление армии не оправдались. Продвижение по дорогам на отдельных направлениях должно было составлять:
155 сд - 150 км, со среднесуточным продвижением 16 км;
139 сд — 140 км, со среднесуточным продвижением 13 км;
56 сд - 150 км, со среднесуточным продвижением 16 км;
18 сд - 150 км, со среднесуточным продвижением 11 км;
168 сд - 125 км, со среднесуточным продвижением 14 км.
При этом среднесуточный темп наступления армии составил б 14км.
Однако фактически соединения продвинулись:
155 сд - 70 км, со среднесуточным продвижением 7 км;
139 сд - 78 км, со среднесуточным продвижением 7 км;
56 сд - 52 км, со среднесуточным продвижением 6,5 км;
18 сд - 42 км, со среднесуточным продвижением 2,4 км;
168 сд - 70 км, со среднесуточным продвижением 4,1 км.
В итоге среднесуточный темп наступления армии реально составил 5 км.
Таким образом, показатели продвижения армии достигли лип около половины намеченных.
Опыт показал, что понятие ударности дивизии не может быть оторвано от понятия ее подвижности. С этой точки зрения отсутствие дивизии с началом войны лыжных частей и массовой лыжной подготовки делали дивизию непригодной к действию в лесной местное зимой, она была прикована к дорогам. Лес «принадлежал» финна благодаря их хорошей лыжной подготовке.
Тактические действия всех родов войск страдали рядом крупных недочетов даже элементарного порядка. Причины этого лежали как слабой практической подготовке комначсостава и бойцов, так и в полном незнании финского театра и присущих ему методов действий.
Имевшиеся в составе конные подразделения совершенно не приспособлены к ТВД. Полки перегружены конным транспортом при недостатке машин» [7].
Примечание:
[1] Тайны и уроки зимней войны. 1939-1940. СПб, 2000. С. 77.
[2] Личный архив В.Н.Степакова.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] «Ратоборец» (военно-исторический выпуск газеты ЛBO «На раже Родины».). 1996. № 1, январь.
[6] Там же.
[7] РГВА. Ф. 34980. Он. 4. Д. 190. Л. 19-31. Копия.
См. также:
1. Общий ход Советско-финляндской войны 30.11.1939 г. - 13.03.1940 г.
2. Центральные органы управления тыловым обеспечением в годы белофинской войны
3. Ведение боевых действий 7 армией в 1939 г.
4. 13 армия: формирование и обеспеченность
5. Северо-Западный фронт. Формирование и боевые действия в 1940 г.
Литература:
Булгаков Д.В., Турков А.Г. Тыл Красной Армии в Советско-Финляндской войне (1939-1940 гг.)
См. далее:
7. Формирование 15 армии. Проблемы обеспечения блокированной группировки
Другие новости и статьи
« Итоги обследования 103 сд Забайкальского фронта
Московскому высшему военному училищу - 103 года. С праздником, дорогие Кремлевцы! »
Запись создана: Понедельник, 14 Декабрь 2020 в 0:45 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Вещевое обеспечение, Защита, охрана и оборона тыла, Медицинское обеспечение, Межвоенный период, Продовольственное, Расквартирование войск, Транспорт, Управление тылом.
метки: обоз, больные, госпиталь, дороги, потери, продовольствие, Транспорт, раненые, эвакуация, фураж
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика