Организация паровозных колонн в 1942 году
Работа, проведенная работниками Центрального управления паровозного хозяйства НКПС по организации первых 11 колонн паровозов особого резерва, проводилась распоряжениями Хрулева от 6 мая 1942 года. Эти первые 11 колонн формировались по единой структуре, которая оказалась довольно удачной и без каких-либо крупных изменений была использована при массовом формировании колонн в дальнейшем. Они применялись главным образом для разгрузки железных дорог, которые в это время терпели колоссальные затруднения.
Для четкой и конкретной работы по ликвидации заторов и созданию колонн Хрулев своим распоряжением создал отдел планирования перевозок, в который объединил всех работников грузового и военно-мобилизационного управлений.
Хрулев докладывал Сталину о принятых мерах, да Верховный и сам видел, как улучшается работа на транспорте.
На опыте работы первых колонн А.В. Хрулевым были подготовлены постановления ГКО от 7 сентября и от 21 ноября 1942 года НКПС разрешалось иметь 35 колонн паровозов особого резерва, общей численностью 780 паровозов, из которых 17 — по 30 паровозов и 18 колонн по 15 паровозов. На основании этого постановления сформировано на дорогах 37 колонн, общей численностью 840 паровозов. Организация колонн численностью в 15 паровозов была вызвана из-за недостатка паровозов. Практика же использования первых колонн показала необходимость иметь большие колонны численностью именно в 30 единиц.
Колонны паровозов особого резерва НКПС представляли собой группу одно-серийных паровозов. К каждому паровозу прикреплялись две поездные бригады, а в состав одной поездной бригады входила паровозная бригада (машинист, помощник машиниста и кочегар), одна кондукторная бригада (главный и старший кондукторы) и одна поездная мастерская численностью 6 человек.
Обе поездные бригады каждого паровоза размещались в специальном турном вагоне, для обслуживания которого выделялся проводник. Таким образом, полная комплексная поездная бригада, прикрепленная к каждому паровозу, вместе с проводником составляла 13 человек. Начальником комплексной бригады, прикрепленной к паровозу, являлся старший машинист этого паровоза.
Во главе паровозной колонны находился штаб в составе начальника колонны, его заместителя, помощника по политической части, трех машинистов-инструкторов, трех инспекторов по движению, одного инспектора по вагонному хозяйству и одного мастера по ремонту паровозов.
Кроме того, при каждой колонне имелся обслуживающий персонал, куда входил главный бухгалтер, старший счетовод, заведующий хозяйством и кладовщик. Численный состав всех работников паровозной колонны, состоящей из 30 паровозов, определялся в 427 человек, а численный состав паровозной колонны в 15 паровозов составлял 217 человек, примерно в той же организационной структуре, что и 30-паровозная колонна.
Для обеспечения своевременного формирования и руководства работой колонн особого резерва НКПС в составе Центрального управления паровозного хозяйства в сентябре 1942 года Хрулев организовал отдел колонных паровозов особого резерва во главе с К.И. Даниленко.
Будучи переведенной на военное положение, колонна паровозов представляла собой отдельную воинскую часть, командиром которой являлся начальник колонны. Внутри колонны были созданы военные подразделения комплексных бригад. Каждый паровоз представлял собой взвод, командиром которого являлся старший машинист паровоза. Личный состав каждых 5 паровозов объединялся в роту, командиром которой назначался машинист-инструктор или инспектор по движению.
Организация паровозных колонн стоила Хрулеву очень многих усилий. Все делалось в короткие сроки, обстановка требовала исключительной оперативности.
Кроме подготовки паровозов, надо было оборудовать вагоны для проживания в них личного состава, обеспечить военным обмундированием. Не просто было и собрать людей, разъяснить им цель этого мероприятия, так как без разъяснений люди могли подумать, что их отправят в пекло боя в качестве обычных бойцов, как пополнение, и поэтому некоторые могли и не совсем доброжелательно принять предложения о назначении в паровозную колонну. Для создания сразу хороших коллективов Хрулев утвердил порядок формирования колонн по принципу принадлежности паровозов и личного состава к той или иной железной дороге. Например, колонны №№ 1, 2 и 3 комплектовались работниками, эвакуированными с Западной железной дороги, колонна № 4 работниками, эвакуированными с Белорусской и Московско-Киевской железных дорог, колонна № 5 — с Калининской железной дороги и колонна № 6 — с Октябрьской железной дороги.
Такой принцип формирования колонн позволил создать сплоченные составы колонн, где командный состав и комплексные бригады хорошо знали друг друга раньше и были проникнуты одним желанием скорее вернуться на свою дорогу.
Размещение личного состава в хорошо оборудованных турных вагонах (товарных вагонах, оборудованных под жилье), обеспечение личного состава воинским пайком и красноармейским обмундированием значительно улучшило бытовые условия эвакуированных работников. Попадая в колонну, люди получали постоянную работу по специальности, хорошие бытовые условия и перспективу вернуться на свою дорогу вместе с прикрепленным паровозом.
Кроме сложных организационных мер Хрулеву пришлось преодолевать много технических трудностей.
Некоторые паровозы, включенные в колонны, были с котлами, законсервированными мазутом, требовалось производить двукратную промывку и выщелачивание котлов.
Оздоровительный ремонт паровозов производился силами комплексных паровозных бригад, прикрепленных к паровозу, под руководством начальника и мастера колонны. Объем и характер оздоровительного ремонта паровозов, из которых формировались колонны, в большинстве случаев намного превышал промывочный.
В результате хорошо организованных массовых разъяснительных мер шла самоотверженная работа всего состава прикрепленных бригад и дала самый неожиданный эффект. В течение короткого времени ржавые и запущенные паровозы были в буквальном смысле слова приведены в отличное состояние. Они не только были отремонтированы и приведены в исправное состояние, но все паровозы были полностью укомплектованы инструментом, сигнальными принадлежностями, медные детали отшлифованы, а остальные части паровоза выкрашены. Большое количество ремонтных работ бригады осуществлялись своими силами и средствами. Попутно с ремонтом паровозов из рабочего парка отбирались четырехосные товарные вагоны для турного обслуживания и размещения штаба и хозяйства колонн.
Колонна паровозов в 30 единиц размещалась в 36 вагонах по следующей схеме:
1. Личный состав комплексных бригад в 3—4-осных товарных вагонах, оборудованных под жилье и прикрепленных по одному вагону к каждому паровозу.
2. Штаб и вся хозяйственная часть в 6 вагонах, оборудованных в соответствии с их назначением, из них один 4-осный вагон для оперативной группы, остальные 3—4-осные товарные вагоны для остальной части: кухни, столовой, красного уголка и кладовки, для запасных частей и инструментов; один вагон двухосный на автосцепке для жилья обслуживающего персонала.
Некоторые колонны имели в составе штаба поезда вагоны-мастерские и вагоны-бани.
Колонны в 15 паровозов имели в своем составе 15 вагонов для турных бригад и 4 для размещения штаба и хозяйства.
Разработанная НКПС под руководством Хрулева в 1942 году организация паровозных колонн почти не менялась до самого конца войны.
См. также:
Каждый день войны рождал на транспорте новые трудности
Хрулев не засиживался в штабе и в первый период войны часто выезжал на фронт
Квартирно-эксплуатационная служба в начале Великой отечественной войны
Службы тыла в начале Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Год подготовительной работы тыла и девять часов победного штурма!
Генерал Армии Хрулев. «Все для победы. Великий интендант»
Несправедливое мнение об интендантстве
Корпусной комиссар Хрулев А.В - начальник снабжения Красной Армии
Мехлис: Хрулев замешан в военном заговоре
К.Е. Горецкий - А.В. Хрулеву - “Не справитесь вы, Андрей Васильевич!”
Главное интендантское управление создано в августе 1940 - го
Карпов В.В. “Генерал армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант.”
Другие новости и статьи
« Тыл – фронту: Завод «Уралхиммаш» в годы Великой Отечественной войны
Морально-нравственные ценности в пространстве современного социума »
Запись создана: Вторник, 25 Сентябрь 2018 в 15:16 и находится в рубриках Вторая мировая война, Транспорт, Управление тылом.
метки: война, паровоз, Транспорт, Хрулев
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика