17 Ноябрь 2020

Советская группировка в Заполярье зимой 1939-40 гг. (14 армия)

oboznik.ru - Советская группировка в Заполярье зимой 1939-40 гг. (14 армия)
#подвоз#коммуникации#быт

Войска 14 армии под командованием комдива В.А. Фролова к началу боевых действий были сосредоточены в районах советско-финляндской границы и вдоль побережья Кольского залива. Численность армии составляла 38 822 человека, на ее вооружении имелись 217 орудий разных калибров, 38 танков и 77 самолетов [1].

Приказом командующего войсками Ленинградского военного округа (ЛBO) командарма 2 ранга К.А. Мерецкова от 21 ноября 1939 г. 14 армии на предстоящую боевую операцию были доведены следующие оперативные задачи: «…совместно с Северным флотом разгромить противника и овладеть полуостровами Рыбачий, Средний и районом Петсамо (Печенга), прочно укрепиться в этом районе и, обеспечивая себя с юга, не допустить подвоза живой силы и вооружения с норвежского порта Киркинес, а также не допустить высадки десантов на Мурманском побережье» [2]. Указывалось также, что о дате начала операции в Заполярье будет дополнительно сообщено «Особым распоряжением» [3].

Финские вооруженные силы в Заполярье к 30 ноября 1939 г. были крайне незначительны. Соотношение боевых потенциалов Финляндии и СССР на этом участке фронта, согласно финским данным, было следующим: пехота 1:5, танки 0:15, противотанковые орудия 1:6, полевые орудия 1:10, минометы 1:15.

30 ноября 1939 г. после краткой артподготовки советские войска перешли государственную границу с Финляндией. Полуострова Рыбачий и Средний были полностью заняты советскими войсками в этот же первый день войны. Финские подразделения - около 35 солдат пограничной стражи - без боя оставили территорию полуостровов. Из-за бездорожья наступление советских войск продолжалось медленно, но уже к 19.00 1 декабря был занят город Петсамо. Финские части, отходя, взрывали мосты и подрывали узкие проходы на дорогах.

За 18 суток непрерывных боев частям и подразделениям 14 армии удалось продвинуться на 120-150 км. Но наступление Красной армии стало приостанавливаться. Большие расстояния затрудняли подвоз войскам предметов снабжения и потребовали привлечения больших сил для охраны коммуникаций.

К концу декабря война в Заполярье постепенно перешла в другую фазу и части 14 армии приступили к оборонительным работам и устройству солдатского быта.

В это же время, в связи с прекращением активных боевых действий и стабилизацией линии фронта, финны перешли к активной диверсионной деятельности. Первоначально тактика внезапных налетов, обстрелов и засад приносила им неизменный успех.

Чтобы воспрепятствовать этому Ставка Главного Командования Красной Армии 22 декабря 1939 г. направила командующему 14 армией комдиву В.А. Фролову директиву № 0625, в которой потребовала устроить на военных дорогах через каждые 7-8 км разъезды и площадки для обозов, автомобилей и войск, а также построить на них через каждые 3-6 км легкие деревянные блокгаузы, вооруженные 45 мм орудиями и пушками. Введение такой меры, как прикрытие главной фронтовой коммуникации 14 армии - Рованиемского шоссе - пулеметными блокгаузами и патрулирование его танками и бронемашинами, сильно затруднило финнам нанесение внезапных ударов по автоколоннам и воинским частям.

В начале января 1940 г. в Заполярье появились части так называемой Финской народной армии. Первоначально они использовались исключительно для гарнизонной службы в Петсамо и не привлекались к боевой деятельности на фронте. В это же время в районе Петсамо была сформирована 4 пограничная дивизия Финской народной армии, которую расположили на норвежской границе, специально для несения там охранной службы.

В конце февраля 1940 г. боевые действия с советской стороны вновь приобрели активный характер.

В ходе боевых действий до 13 марта 1940 г. части 14 армии понесли незначительные потери: 183 человека убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести [4]. Обращает на себя внимание крайне низкий процент людских потерь по 14 армии - всего 0,3 % от среднемесячной численности армии, что говорит о грамотном руководстве боевыми действиями на этом участке фронта. Хотя потери финнов и в районе Петсамо-Наутси оказались значительно ниже советских - 33 человека убитыми, 69 пропавшими без вести и 87 ранеными [5], их соотношение (2:1 в пользу финнов) является наименьшим для всего советско-финляндского фронта.

Оценивая боевую деятельность советской группировки в Заполярье зимой 1939-40 гг., можно с полным основанием заключить, что 14 армия успешно справилась с поставленными задачами ценою небольших людских и материальных жертв, в то время как войска в ходе операции продвинулись на самую максимальную для советской группировки глубину - 153 км от исходного рубежа.

Примечание:
[1] Тайны и уроки зимней войны 1939-1940. СПб., 2000. С. 57.
[2] «Ратоборец» (военно-исторический выпуск газеты ЛВО «На раже Родины».). 1996. № 1. январь.
[3] Барышников В.Н. От прохладного мира к зимней войне. Восточ- 1я политика Финляндии в 1930 годы. С. 265.
[4] Статистическое исследование. М., 1993. С. 112, 113, 116, 117.
[5] Петров П.В., Степаков В.Н. Указ. соч. С. 462.

См. также:
1. Общий ход Советско-финляндской войны 30.11.1939 г. - 13.03.1940 г.
2. Центральные органы управления тыловым обеспечением в годы белофинской войны
3. Ведение боевых действий 7 армией в 1939 г.
4. 13 армия: формирование и обеспеченность
5. Северо-Западный фронт. Формирование и боевые действия в 1940 г.
6. Боевые действия и тыловое обеспечение 8 армии в 1939 - 1940 гг.
7. Формирование 15 армии. Проблемы обеспечения блокированной группировки
8. Неудачное наступление 9 армии в 1939-1940 гг.

Литература:
Булгаков Д.В., Турков А.Г. Тыл Красной Армии в Советско-Финляндской войне (1939-1940 гг.)

См. далее:
10. Действия авиации по снабжению окруженных частей РККА в 1939-1940 гг.

Другие новости и статьи

« Воинские перевозки морским и речным транспортом в Советско-финляндской войне

Действия авиации по снабжению окруженных частей РККА в 1939-1940 гг. »

Запись создана: Вторник, 17 Ноябрь 2020 в 0:21 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Защита, охрана и оборона тыла, Медицинское обеспечение, Межвоенный период, Транспорт.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика