17 Ноябрь 2020

Действия авиации по снабжению окруженных частей РККА в 1939-1940 гг.

oboznik.ru - Действия авиации по снабжению окруженных частей РККА в 1939-1940 гг.
#авиация#оборона#ВВС

В ходе боевых действий с Финляндией советская авиационная группировка постоянно увеличивалась и, по сравнению с 2 446 самолетами к началу войны [1], в феврале 1940 г. насчитывала уже 3 253 боевых самолета, включая авиацию Балтийского и Северного флотов. В целом, в войне против Финляндии действовало 56 авиационных полков или 39 % общего состава ВВС РККА [2].

Наиболее сильная авиационная группировка ВВС была сосредоточена на Карельском перешейке. По данным на 10 февраля 1940 г. в составе ВВС СЗФ и ВВС 7 и 13 армий находился 1 281 самолет, из них на долю фронтовой авиации приходилось 558 самолетов (44 %), а на долю армейской - 723 самолета (56 %) [3].

23 февраля 1940 г. на данном операционном направлении для выполнения особых задач под непосредственным командованием комкора Е.С. Птухина были сформированы объединенные ВВС [4].

На других направлениях были развернуты значительно меньшие авиационные группировки. Так, например, к концу войны численность ВВС 8 армии достигла 230 самолетов [5].

За весь период боевых действий, фронтовая и армейская авиация Северо-Западного фронта (СЗФ) произвела 84 307 боевых вылетов (в среднем более 800 вылетов в сутки), из которых 44 041 (52,4 %) вылет пришелся на бомбардировочную, а 40 266 (47,6 %) - на истребительную [6].

В ходе войны авиацией фронта и армии СЗФ было израсходовано по финским объектам 23 146 т бомб [7]. Наибольшее значение для сухопутных войск имели бомбардировочные удары по УР, отдельным ДОТ финнов с целью их полного разрушения.

Действия авиации по тылам противника носили вспомогательный характер. В этой войне отечественная авиация впервые сыграла важную роль по снабжению окруженных финнами частей Красной Армии.

Авиация Финляндии смогла противопоставить противоборствующей стороне только 301 самолет, из которых 119 были боевыми [8].

Потери советской авиации являются одним из многих малоизученных сюжетов «зимней войны», так как они по различным источникам отличаются следующим образом: от наименьшего количества в работе В.С. Шумихина - 261 самолет, до наибольшего количества, указанного П.А. Аптекарем, - 750-760 самолетов.

Cнабжение окруженных частей РККА [9]

В условиях Финляндии для поставки грузов окруженным дивизиям и частям непростым выглядело использование тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3. Самолет мог поднять в воздух до 3-4 т грузов. Однако он имел огромный размер крыла (41,8 м), был тихоходным (скорость не достигала 300 км) и был вынужден летать на высоте от 50 до 400 м, подвергаясь ожесточенному обстрелу не только зенитными пушками и пулеметами, но и из личного оружия финских воинов. В результате всего этого происходило большое количество вынужденных посадок, поломок и аварий.

В советско-финляндской войне 30 % вылетов 3 тбап (тяжелого бомбардировочного авиационного полка) приходилось на перевозку грузов для сброса нашим частям, находившимся в окружении.

Так, 19 января шесть тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 3 тбап совершили одиннадцать вылетов, сбросив частям 168 стрелковой дивизии 10 423 кг продуктов с высоты всего 50 м. Этот полк за январь месяц совершил с такой задачей тридцать один вылет. При этом он понес весьма существенные потери: два ТБ-3 - от зенитного огня и девять ТБ-3 - в результате аварий.

Всего в ходе войны самолеты 3 тбап вылетали восемьдесят один раз и подали для снабжения окруженных частей 74 579 кг продуктов и 68 ящиков патронов.

Помимо 3 тбап к доставке окруженным частям предметов снабжения широко привлекались и другие авиачасти. За полтора месяца (до 1 марта) самолеты 39 сбап (среднего бомбардировочного авиационного полка) совершили пятьдесят девять подобных вылетов, сбросив 12 т грузов.

Командование 8 армии, опасаясь разгрома окруженных дивизий, использовало для доставки снабжения фактически все типы имевшихся под рукой самолетов от ТБ-3 до истребителей.

Если снабжение 168 сд, удерживающей довольно значительную территорию, особых затруднений не составляло (там самолеты могли не только сбрасывать грузы с парашютами и без них, но при необходимости и приземляться), то десантирование продуктов и боеприпасов 18 сд и 34 лтбр, изолированных в нескольких небольших «мешках», вылилось в серьезную проблему. Тяжелые бомбардировщики (ТБ-3) и скоростные бомбардировщики (СБ) просто не могли точно сбрасывать свой груз на полосу длиною 25 м и шириной 5-10 м, как, например, это требовалось окруженным в Леметти-южном. При таком положении большинство грузов попадало на нейтральную полосу или прямиком к финнам.

Летчик 39 сбап старший лейтенант Н.Ф. Ременюк по этому поводу вспоминал:
«Сбросив мешки, мы резко пошли на набор высоты. Через несколько минут развернулись и снова пролетели над расположением батальона и увидели необычную картину. Наши и финские солдаты бросились к мешкам без оружия, началась между ними драка и растягивание в разные стороны сброшенных мешков. Помочь своим мы никак не могли».

В этих условиях основное бремя задач, связанных с доставкой грузов подразделениям 18 сд и 34 лтбр, легло на плечи летчиков 49 иап и экипажи небольших разведчиков - бипланов Р-5 15 корпусного авиаотряда (као). Этот отряд должен был вести разведку в интересах корпуса, корректировать огонь артиллерии, поддерживать связь, но все же главной его задачей стало снабжение окруженных частей. Из 923 самолето- вылетов, бипланов на десантирование продуктов пришлось 659 (71%). До конца боевых действий 15 као доставил окруженным 116 188 кг продуктов и медикаментов.

В 49 иап задачу по снабжению окруженных гарнизонов Уома, Леммети и Ловаярви возложили на 5 эскадрилью (командир старший лейтенант Коломин). Как правило, в эскадрилье на один самолет подвешивались два 100-кг мешка ПДММ-100 или два контейнера ПДББ, разработанных специально для воздушно-десантного десантирования еще в середине 30-х годов. Сброс проводился без парашютов с высоты 50-100 м. Всего летчики 49 иап совершили 261 вылет с целью доставки по назначению 32 т грузов.

Командование 9 армии было вынуждено организовать снабжение окруженных частей 44 сд также с воздуха. Всего совершено семь вылетов 152 иап для десантирования продуктов, но большего авиация сделать не успела, так как к 10 января окруженная 44 сд была окончательно разгромлена финнами.

Иное положение сложилось с 54 стрелковой дивизией, которой 9 пд финнов в конце января перерезала пути снабжения, а в начале февраля сумела рассечь советскую дивизию на ряд крупных частей. Попытки командования 9 армии деблокировать 54 сд натолкнулись на упорное сопротивление противника, что вновь сделало авиацию единственным средством к поддержанию и спасению терпящего бедствие соединения.

12 февраля девять скоростных бомбардировщиков 80 сбап совершили по три рейса для сброса продовольствия и боеприпасов. Одновременно произвели подачи грузов сорок пять скоростных бомбардировщиков 16 сбап и 27 сбап, а 41 сбап бомбил позиции финнов вокруг осажденной 54 сд.

Всего за февраль-март ВВС 9 армии произвели 2 443 вылета для снабжения частей 54 сд, что составило почти четверть от общего количества самолетовылетов за войну.

Авиация 9 армии и самолеты 2 спецотряда гражданского воздушного флота (ГВФ) частям 54 сд доставили 498 882 единицы различных грузов, перебросили 2 173 солдата и офицера, 267 медицинских работников, а также вывезли 4 100 раненых, в том числе 122 - с территории противника.

Таким образом, авиаторы 9 армии (начальник ВВС армии Герой Советского Союза комбриг П.В. Рычагов) фактически спасли бездействовавшую 54 сд (командир дивизии полковник Гусевский) от голода и гибели.

Некоторые выводы из действий советских ВВС в советско-финляндской войне:

а) советские ВВС получили опыт массированных боевых действий зимой днем и ночью в сложных метеорологических условиях;
б) советско-финляндская война стала первой для советских ВВС, где авиация в больших количествах использовалась в транспортных целях;
в) эта война дала возможность сделать важные выводы по усовершенствованию, как материальной части авиации, так и тактики ее применения.

Примечание:
[1] Барышников В.Н. От прохладного мира к зимней войне. Восточная политика Финляндии в 1930 годы. С. 265.
[2] Зимняя война 1939-1940 гг. Кн. 1. Политическая история. М, 1998. С. 322.
[3] Минаков Е.П. Краткая хроника основных событий советско-финляндской войны 1939-1940 годов. СПб., 2000. С. 95.
[4] РГА ВМФ. Ф. Р. 62. Оп. 2. Д. 82. Л. 4.
[5] Зимняя война 1939-1940 гг. Кн. 2. С.188.
[6] Шумихин B.C. Советская военная авиация. 1917-1941. М., 1986. .255.
[7] Там же. С. 35.
[8] Там же. С. 35.
[9] Киселев О.Н. Действия авиации по снабжению окруженных частей РККА. ВИЖ. 2006. № 1. С. 49-54.

См. также:
1. Общий ход Советско-финляндской войны 30.11.1939 г. - 13.03.1940 г.
2. Центральные органы управления тыловым обеспечением в годы белофинской войны
3. Ведение боевых действий 7 армией в 1939 г.
4. 13 армия: формирование и обеспеченность
5. Северо-Западный фронт. Формирование и боевые действия в 1940 г.
6. Боевые действия и тыловое обеспечение 8 армии в 1939 - 1940 гг.
7. Формирование 15 армии. Проблемы обеспечения блокированной группировки
8. Неудачное наступление 9 армии в 1939-1940 гг.
9. Советская группировка в Заполярье зимой 1939-40 гг. (14 армия)

Литература:
Булгаков Д.В., Турков А.Г. Тыл Красной Армии в Советско-Финляндской войне (1939-1940 гг.)

См. далее:
11. Воинские перевозки морским и речным транспортом в Советско-финляндской войне

Другие новости и статьи

« Советская группировка в Заполярье зимой 1939-40 гг. (14 армия)

Неудачное наступление 9 армии в 1939-1940 гг. »

Запись создана: Вторник, 17 Ноябрь 2020 в 0:28 и находится в рубриках Аэродромное, Защита, охрана и оборона тыла, Медицинское обеспечение, Межвоенный период, Продовольственное, Транспорт.

метки: , , , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика