17 Ноябрь 2020

Воинские перевозки морским и речным транспортом в Советско-финляндской войне

oboznik.ru - Воинские перевозки морским и речным транспортом в Советско-финляндской войне
#ВМФ#ВОСО#флот

В советско-финляндской войне участвовали силы Краснознаменного Балтийского (КБФ) и Северного флотов. [1]

Накануне войны боевая подготовка КБФ проходила недостаточно интенсивно и многие существовавшие в ней пробелы оказалось невозможным ликвидировать в короткие сроки. По сравнению с другими кораблями лучше к боевым действиям были подготовлены подводные лодки.

Важной составной частью флота являлась береговая оборона, в которую входили Северный, Южный и Западный УР, Отряд особого назначения, а также Особая специальная стрелковая бригада. Однако и здесь в боевой подготовке не все было благополучно.

Сведения о театре военных действий и о финских военно-морских силах, собранные советской военной морской разведкой, носили весьма общий и зачастую неточный характер.

Уже в ходе советско-финляндской войны КБФ смог преодолеть многие упущения, допущенные в боевой подготовке в мирное время, и не худшим образом проявить себя на море, в воздухе и на суше. Корабельная и береговая артиллерия флота поддерживала наступление сухопутных войск, морская авиация вела борьбу на коммуникациях противника и против его береговых баз, танков, батарей, аэродромов.

Впервые в истории советской и зарубежной морской авиации КБФ осуществлял постановку мин на ряде фарватеров противника с воздуха. Сообщения противника также нарушались и действиями подводных лодок. Авиацией и подводными лодками были подтоплены 20 вражеских транспортов. Нарушение морских сообщений Финляндии имело серьезное оперативное и даже стратегическое значение, если учесть, что финская армия снабжалась вооружением с запада.
Кроме того, КБФ подготовил и провел несколько важных десантных операций.

Процесс боевой подготовки в соединениях и частях Северного флота накануне войны с Финляндией протекал неравномерно и ее состояние находилось не на высоком уровне. Вместе с тем, следует отметить, что противник на севере Финляндии не представлял большую силу и Северный флот в ходе войны с возлагавшимися на него боевыми задачами справился.

Транспортный флот. В советско-финляндской войне принял участие в воинских перевозках морской и речной транспорт. При этом использование речного транспорта было весьма ограниченным, так как наступившие морозы не позволили использовать для воинских перевозок в полной мере речное судоходство.

Показатели работы транспортного флота, связанные с советско-финляндской войной:

по Северо-Западному речному бассейну перевезено: людей - 57 400 чел., лошадей - 1804 головы, техники - 1 741 ед., грузов - 19 250 т. Для выполнения этих перевозок привлекалось 54 ед. несамоходного флота и 97 ед. паровых судов;

по Северо-морскому бассейну в направлении Архангельск-Кемь перевезено: людей - 18 320 чел., лошадей - 447 голов, автомашин - 1 028 ед., тракторов - 272 ед., орудий разных калибров - 209 ед., кухонь и повозок - 150 шт., грузов - 15 000 т;

в направлении Мурманск-Петсамо: людей - 56 770 чел., лошадей - 99 547 голов, автомашин - 2 950 ед., тракторов - 342 ед., орудий разных калибров - 722 ед., танков - 152 ед., строительных машин - 134 ед., кухонь и повозок- 3 225 шт., саней-545шт., самолетов-61 ед., пантонов-14ед., катеров - 2 ед., грузов - 68 500 т.

Для осуществления этих перевозок были выполнены на Белом море 19 и на Баренцевом море 187 пароходо-рейсов, а также 50 рейсов несамоходных судов [2].

Кроме этого, морским транспортом были выполнены эвакуационные перевозки из Петсамо частей 14 армии в соответствии с мирным договором между СССР и Финляндией в следующем объеме: людей -33 173 чел., лошадей - 5 473 головы, орудий разных калибров - 126 ед., танков - 127 ед., автомашин - 1 960 ед., спецмашин - 217 ед., других видов техники - 2 298 ед., контейнеров - 208 шт., боеприпасов - 3 781 т, горючего - 258 т, продовольствия - 3 904 т, фуража - 1 844 т, грузов - 6 773 т [3].

В декабре 1939 г. из Архангельска в Кемь осуществлялась перевозка 131 сд 14 армии в составе: людей - 10 169 чел., лошадей - 404 головы, автомашин - 708 ед., спецмашин - 131 ед., тракторов - 126 ед., мотоциклов - 100 ед., орудий разного калибра - 78 ед. и другой техники.

Перевозку с расстоянием 184 мили планировалось выполнять в период 5-6 суток. Однако суда застряли во льдах и перевозка затянулась почти на месяц. При ее организации не были учтены навигационные условия, суда не были достаточно полно снабжены продовольствием, водой и другими средствами материального обеспечения. Поэтому снабжение войск в ходе их проводки во льдах ледоколами Главсевморпути пришлось производить с самолетов [4].

При выполнении морских и речных воинских перевозок вскрылся ряд серьезных недостатков и упущений в подготовке транспортного флота. В своем большинстве он находился в неудовлетворительном техническом состоянии, был тихоходен. Суда не были обеспечены съемным воинским оборудованием для перевозки личного состава и лошадей, поэтому оно изготавливалось в ходе перевозки.

Народные комиссариаты морского и речного флотов не имели мобилизационных запасов топлива и других материалов.

Экипажи морских судов не были подготовлены к плаванию в условиях военного времени: не отработаны действия по тревогам, отсутствовала дисциплина радиопереговоров, светомаскировки и др.

Перевозки по водным путям, в том числе и воинские, возлагались на транспортные органы, имеющие в своем подчинении порты, флот, аппарат управления и определенный опыт в работе. За погрузку и выгрузку грузов, снабжение судов всеми видами довольствия полную ответственность нес начальник пароходства.

Органы военных сообщений флотов, военно-транспортные службы бассейнов и комендатуры портов являлись ответственными за организацию воинских перевозок. Однако в условиях советско-финляндской войны эти органы были фактически отстранены от полноценного выполнения своих обязанностей специально созданными, так называемыми, «штабами руководства», которые не владели необходимыми знаниями и опытом в деле планирования и осуществления воинских перевозок транспортным флотом. Отсюда отсутствовало должное взаимодействие органов военного сообщения или их подменявших «штабов руководства» и транспортных органов.

Анализ показывает, что в работе органов ВОСО при выполнении воинских перевозок транспортным флотом ощутимо проявились следующие недостатки:

отсутствовали сведения о имеющемся в бассейне судовом составе торгового флота, о его готовности к воинским перевозкам;
не изучались порты и порт-пункты на бассейне, их пригодность для осуществления воинских перевозок, их пропускная способность и степень оборудованности;
не учитывались географические и метеорологические условия бассейна;
отсутствие необходимых знаний о габаритах и массах боевой техники Красной Армии.

Примечание:
[1] Петров П.В., Степаков В.Н. Указ. соч. С. 75-111 // История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. М., 1969. Т. 1. С. 270.
[2] ЦГА ВМФ. Ф. Р-1877. Оп. 16. Д. 289. Л. 177, 178.
[3] ЦГА ВМФ. Ф. Р-1877. Оп. 16. Д. 326. Л. 52.
[4] ЦГА ВМФ. Ф. Р-1877. Оп. 16. Д. 289. Л. 76.

См. также:
1. Общий ход Советско-финляндской войны 30.11.1939 г. - 13.03.1940 г.
2. Центральные органы управления тыловым обеспечением в годы белофинской войны
3. Ведение боевых действий 7 армией в 1939 г.
4. 13 армия: формирование и обеспеченность
5. Северо-Западный фронт. Формирование и боевые действия в 1940 г.
6. Боевые действия и тыловое обеспечение 8 армии в 1939 - 1940 гг.
7. Формирование 15 армии. Проблемы обеспечения блокированной группировки
8. Неудачное наступление 9 армии в 1939-1940 гг.
9. Советская группировка в Заполярье зимой 1939-40 гг. (14 армия)
10. Действия авиации по снабжению окруженных частей РККА в 1939-1940 гг.

Литература:
Булгаков Д.В., Турков А.Г. Тыл Красной Армии в Советско-Финляндской войне (1939-1940 гг.)

См. далее:
12. Деятельность пограничных войск по обеспечению пропуска тыловых подразделений вглубь финской территории

Другие новости и статьи

« Деятельность пограничных войск по обеспечению пропуска тыловых подразделений вглубь финской территории

Советская группировка в Заполярье зимой 1939-40 гг. (14 армия) »

Запись создана: Вторник, 17 Ноябрь 2020 в 0:13 и находится в рубриках Межвоенный период, Транспорт, Управление тылом.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика