8 Сентябрь 2011

Условия действий Железнодорожных войск в войне с белофинами

oboznik.ru - Условия действий Железнодорожных войск в войне с белофинами

Советско-финляндская война 1939-1940 гг. стала суровым испытанием, через которое пришлось пройти военным железнодорожникам в канун Великой Отечественной войны. Ее военно-стратегические уроки оказали влияние на ход реформирования Железнодорожных войск [1].

С первых же дней боев начались серьезные сбои в снабжении частей, из-за чего войска нередко испытывали недостаток в отдельных видах материальных средств. Во многом это было следствием того, что транспортные коммуникации северо-западного направления не справились с задачей транспортного обеспечения боевой деятельности Красной Армии.

Главной причиной такого положения явились ошибки, допущенные еще в мирное время в расчетах пропускной способности транспортных коммуникаций. Из этих расчетов следовало, что наличная пропускная способность не только превышает планируемые для обеспечения боевых действий объемы воинских перевозок, но и имеет значительные резервы [2].

В итоге с самого начала советско-финляндской войны транспортные коммуникации северо-западного направления были перегружены перевозками, а в 1940 г. объем работы вдвое увеличился по сравнению с 1939 г. [3]. Около четырех тысяч пассажирских вагонов были отвлечены под военно-санитарные поезда [4].

Из Ленинграда, Вологды и Чудова на Кировскую железную дорогу к станции Волховстрой подходило 67 поездов в сутки, а далее, к фронту, можно было пропустить только 19 поездов. Более того, отправка войск и снабженческих грузов производились без учета пропускной способности районов выгрузки, поэтому Октябрьская и Кировская железные дороги быстро переполнились вагонами. Так, в ноябре 1939 г. в ожидании выгрузки простаивало 50 тысяч вагонов. В феврале 1940 г. их число превысило 100 тысяч [5].

Сложившаяся ситуация грозила полной остановкой деятельности железных дорог и срывом воинских перевозок. Пришлось в срочном порядке внести существенные коррективы в порядок планирования воинских перевозок и, в частности, грузов снабжения. Потребовалось перейти к маршрутизации снабженческих перевозок и из предъявляемых отправок оперативно готовить маршрутные поезда, следующие на большие расстояния без переработки. До этого перевозки, как правило, выполнялись небольшими транспортами, погрузка которых была разбросана по всей сети, что, в свою очередь, крайне затрудняло контроль за их продвижением.

Впервые за многие годы военные железнодорожники приступили к практическому выполнению одной из своих главных задач - восстановлению железных дорог на театре военных действий в интересах транспортного обеспечения боевой деятельности частей и соединений Красной Армии.

Перейдя границу Финляндии вместе с передовыми частями, они сразу приступили к восстановлению железных дорог, разрушенных противником. Дело в том, что, отступая под натиском советских войск, он прикладывал значительные усилия на разрушение железных дорог.

Чтобы лучше представить себе масштабы и сложность восстановительных работ, ожидавших Железнодорожные войска, обратимся к цифрам.

На оставленных финнами в общей сложности 390 километрах железных дорог ими было разрушено 70 % мостов и 10 % водопропускных труб. При этом при разрушении мостов иногда образовывались бреши, превосходившие в 3 раза отверстия существовавших мостов.

На самом важном железнодорожном направлении - выборгском - 37 % верхнего строения пути было подорвано, 17 % разрушено путеразрушителем «Червяк» и 16 километров эвакуировано. Безжалостному разрушению подверглись станционные сооружения, водоемные и водонапорные здания. На 30 % были разрушены линии связи [6].

Выполнять поставленные командованием задачи военным железнодорожникам приходилось в сложных условиях. Воздействие исключительно тяжелых природно-климатических факторов усугублялось отсутствием жилых помещений и сильным минированием местности. Довольно частые бомбардировки сменялись внезапными нападениями отрядов финских лыжников.

Разминирование (а установленные противником мины-ловушки и фугасы можно было встретить где угодно: у поездов, на перегонах, в выемках, под мостами, у стрелочных переводов, на грунтовых дорогах), строительство землянок, усиленная охрана районов расположения и объектов работ отвлекали значительное количество личного состава, резко уменьшали его вывод на работы.

Примечание:
[1] Старостенков Н.В. Железнодорожные Войска России. Кн. 2. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917-1941 // Под ред. Г.И. Когатько. М., 2001. С. 1377-4000.
[2] История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2. 1917-1945 гг. СПб., 1997. С. 313, 314.
[3] ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 25. Д. 692. Л. 106, 107.
[4] См.: Железнодорожный транспорт в годы индустриализации СССР (1926-1941). М., 1970. С. 380.
[5] История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2. 1917-1945 гг. С. 314.
[6] Железнодорожные войска с 1851 по 1941 год. С. 178.

См. также:
1. Общий ход Советско-финляндской войны 30.11.1939 г. - 13.03.1940 г.
2. Центральные органы управления тыловым обеспечением в годы белофинской войны
3. Ведение боевых действий 7 армией в 1939 г.
4. 13 армия: формирование и обеспеченность
5. Северо-Западный фронт. Формирование и боевые действия в 1940 г.
6. Боевые действия и тыловое обеспечение 8 армии в 1939 - 1940 гг.
7. Формирование 15 армии. Проблемы обеспечения блокированной группировки
8. Неудачное наступление 9 армии в 1939-1940 гг.
9. Советская группировка в Заполярье зимой 1939-40 гг. (14 армия)
10. Действия авиации по снабжению окруженных частей РККА в 1939-1940 гг.
11. Воинские перевозки морским и речным транспортом в Советско-финляндской войне
12. Деятельность пограничных войск по обеспечению пропуска тыловых подразделений вглубь финской территории

Литература:
Булгаков Д.В., Турков А.Г. Тыл Красной Армии в Советско-Финляндской войне (1939-1940 гг.)

См. далее:
14. Восстановительная деятельность Железнодорожных войск в 1939-1940 гг.

Другие новости и статьи

« Возвращаем волосам блеск и красоту в домашних условиях

Восстановительная деятельность Железнодорожных войск в 1939-1940 гг. »

Запись создана: Четверг, 8 Сентябрь 2011 в 15:43 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, Межвоенный период, Транспорт.

метки: , , , , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика