Постороение тыла в ходе Советско-финляндской войны, организация подвоза материальных средств
В ходе боевых действий в советско-финляндской войне проявились некоторые положительные подвижки и совершенствования в тыловом обеспечении войск.
Увеличилось количество объектов предназначенных для складирования продовольствия, боеприпасов и горючего, повысился их емкостный показатель.
Головные склады, их отделения, другие учреждения тылового обесечения развертывались и выполняли работу на станциях снабжения, развернуты 16 головных артиллерийских складов, 17 головных склаов горючего, 17 головных продовольственных складов.
Недостаточная стабильность в работе железных дорог привела к появлению в системе материального обеспечения войск нового элемента - промежуточной армейской базы на грунте (между станцией набжения и войсковым тылом), на которой запасы служили резервом командования для достижения бесперебойности в снабжении войск.
В ходе боевых действий до развертывания и начала работы головных складов и их отделений на станциях снабжения практиковалась подача материальных средств «поездами-летучками», что, по сути дела, стало альтернативой автомобильным колонам армейского и даже войскового звеньев.
Число передислокаций армейского тыла было различным: тыл 7 армии перемещался четыре раза, а 13 армии - два [1].
Не полностью оправдались надежды на использование порта Архангельск в качестве перевалочной базы для снабжения войск боеприпасами, горючим и продовольствием. В течение января-февраля в Архангельске скопилось свыше 30 ООО т грузов, до 2 ООО лошадей, около 500 машин, танков, тракторов, отправка которых затягивалась.
В организации подвоза материальных средств обращают на себя внимание следующие факторы:
а) на Кировской железной дороге количество ежесуточного обращения вагонов увеличилось с 15 тыс. в ноябре месяце до 25 тыс. в январе и продолжало расти.
С февраля на Северной и Кировской железных дорогах «фактически поезда с черепашьей скоростью продвигались в затылок один другому» [2].
При таком положении принимался целый ряд действенных мер. Так, на Ленинградский горисполком была возложена ответственность за мобилизацию из автохозяйств города сроком на 2 месяца 300 автоюбилей для перевозки скопившихся грузов с Ленинградского железнодорожного узла, а также организация дополнительного грузового трамвайного движения с этого узла [3].
В Северо-Западном фронте (СЗФ) с 4 марта вместо одной распределительной станции были развернуты 3, после чего повысилась результативность их деятельности.
До конца военных действий по железной дороге для СЗФ перевезено от заявленного количества только 67 % боеприпасов, 50 % горючего, 58 % продфуража [4];
б) международные автомобильные перевозки, в некоторой степени, повторяли ситуацию на железной дороге, что в значительной мере было связано с природно-климатическими условиями и относительно ограниченной сетью путей подвоза и эвакуации на ТВД.
Существенное увеличение автотранспортных подразделений и частей в ходе войны не смогло в полной мере преодолеть указанные объективные обстоятельства.
В условиях снежных заносов и бездорожья на помощь автотранспорту, особенно в звене дивизия-полк, был привлечен конный транспорт (санный обоз), но при этом, производство саней в потребном количестве налажено не было;
в) для восполнения объемов, неподвезенных железной дорогой, параллельно ей были созданы грунтовые участки военной дороги, назначенные от фронтовых баз непосредственно в соединения. Такие дороги именовались «Фронтовой грунтовой участок подвоза». На Карельском перешейке было три таких дороги от Ленинградских баз к соединениям общей протяженностью 120 км [5]. Только по одной из них с 15 февраля до конца военных действий перевезено 6500 т грузов, что соответствовало тринадцати поездам [6].
По подобному образцу были организованы дороги в тыле северных армий: Волховстрой - Лодейное Поле (125 км), Обозерский - Сорокская Кочкома [7]. Последняя стала первой в советской истории военно-автомобильной дорогой Центра [8].
Улучшилось несение службы регулирования, в первую очередь, за счет увеличения численности привлеченного к этому личного состава;
г) серьёзным испытанием в деятельности тыла было снабжение окруженных войск, которое в основном осуществлялось подачей грузов по воздуху.
Примечание:
[1] Материалы ВХА. 23-25.07.1940. Харьков. 1940. С. 54.
[2] РГВА. Ф. 34980. Оп. 2. Д. 81. Л. 5.
[3] ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 59. Д. 284. Л. 48.
[4] ВАТТ. ВНР. Журавлев С.А. По РГВА. Ф. 34980. On. 1. Д. 137. Л. 70.
[5] РГВА. Ф. 34980. On. 1. Д. 682. Л. 59.
[6] РГВА. Ф. 34980. On. 1. Д. 700. Л. 205.
[7] РГВА. Ф. 34980. Оп. 2. Д. 81. Л. 15.
[8] История дорожных войск. М., 1995. С. 23
См. также:
1. Проблемы тылового обеспечения в начальный период финской войны
Литература:
Булгаков Д.В., Турков А.Г. Тыл Красной Армии в Советско-Финляндской войне (1939-1940 гг.)
См. далее:
3. Накопление и расходование материальных средств в Советско-финляндской войне
Другие новости и статьи
Выделка российских золотых червонцев с 1730 по 1749 г. »
Запись создана: Вторник, 13 Сентябрь 2022 в 0:09 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Межвоенный период, Продовольственное, Служба горючего, Транспорт.
метки: имущество, ГСМ, ВАД, боеприпасы, дороги, перевозки, горючее, построение тыла, продовольствие, Транспорт, группировки, склады
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика