30 Январь 2020

Предложения по совершенствованию управления заемными капиталами

oboznik.ru - Предложения по совершенствованию управления заемными капиталами
#капитал#офицер#ссуда

Опыт управления заемными капиталами, начиная с выхода первого Положения об офицерских заемных капиталах (1878), накапливался в течение четырех десятков лет. Положение переиздавалось два раза, т.е. документы, регламентировавшие заемные дела, систематически обновлялись, в них вносились поправки и дополнения.

Последнее Положение, принятое в 1895 г., не пересматривалось в течение двух десятилетий. За это время выяснилось, что далеко не все правила, зафиксированные в нем, полностью оправдывали себя. Автор одной из статей о заемном офицерском капитале утверждал, что "всякое правило, созданное на основе глубокомысленных соображений, лишенное практической подкладки, весьма часто вызывает явления крайне грустные и нежелательные" . Высказывалось немало предложений о пересмотре некоторых правил Положения.

Одни из них касались принципиальных установок о заемных капиталах, другие — частностей, чаще всего относительно денежных дел, в том числе о нормах отчислений, процентах на капитал и ссуды и т.д.

Вносились предложения об изменении управления капиталом, об ограничении полномочий командира части в пользу усиления прав комиссии, избираемой для заведования капиталом. Авторы этих предложений полагали, что вопросы о том, кому давать ссуду, ее размер и у кого больше мотивов на получение безвозмездной помощи, должны окончательно решаться комиссией либо общим собранием, а не командиром. Последнего достаточно лишь информировать о принятых решениях. Правота этих суждений доказывалась тем, что заемный капитал — это дело всех офицеров, они вносят в него свои деньги, а потому им должно быть предоставлено больше прав, чем определено Положением.

Некоторые офицеры считали, что в Положении необходимо более подробно изложить порядок выдачи ссуд и особенно безвозвратных пособий, очередность получения займа лицами, обратившимися за помощью. Практика свидетельствовала, что деньги не всегда выдавались тем офицерам, которые больше всего в них нуждались. Особенно острой критике подвергалась неопределенность погашения долгов офицеров в капитал за счет его сумм, что на деле позволяло превращать такое прощение долгов в своего рода награды.

Согласно Положению о заемных капиталах генералы, командиры частей, начальники учреждений, где создавались заемные капиталы, не имели права быть участниками этих капиталов. Большинство же из них, как и другие офицеры, нуждались в ссудах. Поэтому офицеры полагали целесообразным либо создать "заемный капитал начальников", членами которого являлись бы командиры частей нескольких дивизий, либо разрешить командирам частей быть участниками капитала в своей части.

В 1900 г. Главный штаб запросил командующих военными округами высказать свое мнение относительно создания офицерского заемного капитала для командиров и начальников при штабах корпусов. Они предложили разные формы оказания финансовой помощи: одни считали самым оптимальным вариантом создание именно таких особых капиталов, другие — оказывать временную помощь за счет экономических сумм частей, третьи — выдавать пособие за счет сметы Военного министерства в размере четырех месячных окладов с последующим его погашением.

Главный штаб после изучения предложений командующих сделал вывод о нецелесообразности и, по существу, невозможности создания при штабах корпусов заемного капитала. По числу членов они были бы весьма малочисленными, что потребовало бы от его участников значительных ежемесячных взносов. Неминуемо быстро изменялся бы состав участников в капитале ввиду кратковременности службы этих лиц в воинских частях, штабах и управлениях. Наконец, первоначальные фонды таких заемных капиталов могли бы формироваться только за счет отпуска средств из казны. Штабу каждого корпуса пришлось бы выделять не менее 5 тыс. руб., а всего по армии — 170 тыс. руб., что довольно обременительно для военной сметы, и с такими затратами не согласилось бы правительство.

Положение дел с заемными капиталами в ряде частей свидетельствовало о необходимости пересмотра ежемесячных платежей в капитал.

Скопить солидную сумму капитала при установленных взносах было весьма затруднительно. В некоторых воинских частях удовлетворить просьбы всех желающих получить ссуду было невозможно. Офицеры полагали, что следует увеличить прежде всего взимаемые суммы со старших офицеров, поскольку они лучше материально обеспечены и могут вносить пай в капитал в гораздо большем размере. Дополнительные поступления средств в капитал предлагалось иметь и таким путем: в кавалерийских и артиллерийских частях на пополнение заемного капитала обратить офицерские ремонтные капиталы, которые создавались для выдачи ссуд офицерам, желавшим приобрести для себя строевую лошадь .

Командиры воинских частей неоднократно ставили вопрос о пересмотре процентов, взимаемых с участников заемных капиталов за ссуду. Они предлагали уменьшить эти проценты с шести до трех, т.е. наполовину. Главный штаб запросил мнение всех военных округов относительно платежей за ссуду. Обобщив результаты ответов и полагая, что вопрос этот имел весьма жизненное значение для заемных капиталов, Главный штаб посчитал нужным высказать свою точку зрения в военной печати. Он констатировал: "Ни для кого не секрет, что в каждой части большинство офицеров хронические должники своих заемных капиталов" . В этих условиях значительное уменьшение притока денег в капитал представлялось просто невозможным^ было невыгодно самим офицерам, так как возможности получения ссуд становились крайне ограниченными.

Немало публикаций было посвящено порядку расчетов по капиталу с офицерами, убывающими в другие воинские части. Согласно действовавшему Положению с такими офицерами производился полный расчет по ссудам и собственным вкладам. По прибытии в другую часть офицеры вынуждены были начинать копить деньги в капитале с нуля. Ввиду того что переводы офицеров по службе считались обычным явлением, многие из них к концу службы, при увольнении, почти не имели накоплений, которые как раз крайне необходимы были в этот трудный период жизни.

Расчеты с убывающими из части офицерами нарушали всю систему сбережений офицеров. Поэтому, полагали авторы статей, лучше было бы при переводе офицеров в другую часть не только сообщать туда об их долгах в капитал, но и переводить их собственные вклады. В этом случае не прерывался бы процесс состояния в капитале и у офицеров было бы больше возможностей накапливать деньги.

Наконец, следует упомянуть о заметках по поводу добровольных взносов. Правда, как отмечалось в печати, их было не так много. Однако наличие крупных добровольных вкладов в некоторых полках вело к явно отрицательным последствиям, поскольку на них следовало начислять владельцам 5% годовых. Хорошо обеспеченным офицерам было выгодно помещать деньги не в банки за 4% годовых, а в заемный капитал части. При неполной же выдаче капитала офицерам, когда на свободный остаток не начислялись проценты, добровольные взносы вели к убыткам .

Таким образом, предложений по офицерскому заемному капиталу было немало, они затрагивали важнейшие стороны его формирования и использования. Чтобы более основательно разобраться с этими и другими предложениями, Главный штаб провел объемную работу по тщательному изучению дел с этим капиталом. Были проведены обследования фактического состояния капитала во многих воинских частях: их величина, структура, кто чаще всего берет ссуду, их возвратность, размеры запасного фонда, его расходование и т.п.

В результате проделанной работы в 1909 г. Главным штабом было подготовлено новое положение, как говорилось в докладной записке штаба — "перепланированное и переработанное на совершенно новых началах"3. Основные причины необходимости внесения серьезных изменений — отсутствие одинаковых в процентном отношении, пропорциональных для всех участников норм пополнения капитала, недостатки в выдаче ссуд офицерам, а также несоответствие некоторых статей старого Положения новым окладам денежного содержания офицеров, введенным с января 1909 г. Основные предложения по изменению положения заключались в следующем.

Для всех участников капитала предлагалось ввести обязательный ежемесячный вычет в капитал в размере 0,25% получаемого денежного содержания. Фактически же взималось от 0,26 до 0,45% в зависимости от звания офицера. Другие нормы при новых окладах были бы близки к существовавшим, но значительно больше пришлось бы платить офицерам в звании полковник, подполковник и штабс-капитан. При этом предельный собственный капитал предлагалось увеличить с 700 до 1000 руб.

Предельный размер ссуды офицерам ставился в прямую зависимость от получаемого денежного содержания. Планировалось выдавать не более 20% получаемого заемщиком денежного содержания. По действующему Положению она составляла от 26 до 45%, при этом получалось так, что полковник имел право на меньшую ссуду, чем штабс-капитан. Одинаково пропорциональный размер ссуды для всех офицеров исключал эти несуразности.

Считалось правомерным выдавать ссуду лишь лицам, участвовавшим в образовании капитала не менее года. Прикомандированные, переведенные из другой части, лишь начинающие офицерскую службу обязаны были выдержать годичный стаж.

Предлагалось отменить круговую поруку за взятую офицерами ссуду. Каждый участник мог получить ссуду только в том размере, который обеспечивался его собственным вкладом. Если же этот вклад был незначителен и не покрывал установленный для заемщика наибольший размер ссуды, то разница могла быть взята из капитала под ответственность не менее двух личных поручителей.

Предусматривалось в погашение ссуды ежемесячно отчислять в капитал 2,5% взятой ссуды, т.е. уплата долга растягивалась более чем на три года. Такой порядок хотя и увеличивал в некоторых случаях срок выплаты долга, но зато являлся необременительным и более справедливым.

Предлагалось уменьшить проценты офицерам на их взносы до 4% годовых (вместо 5%), а взимание за выданную ссуду — до 5% (вместо 6%). Эти понижения не должны были отрицательно сказаться на капитале. Было принято во внимание, что государственные процентные бумаги в то время не приносили даже и 5% в год. В целом же условия для займа офицерами денег облегчались, поскольку меньше надо было платить за ссуду. В ст. 1 нового Положения предлагалось отразить это обстоятельство, записав, что назначение капитала — "доставлять участникам возможность: а) ежемесячными небольшими взносами из содержания сберечь к концу службы некоторый капитал; б) в случаях нужды получать деньги на необременительных условиях".

Считалось более оправданным не начислять проценты на добровольные взносы, но одновременно гарантировался их беспрепятственный возврат по желанию вкладчика. Если бы для этого не хватало накопленных взносов, то недостающая сумма могла быть взята как из экономического капитала части, так и из запасного фонда заемного капитала.

Предлагались изменения, касающиеся запасного фонда. Более точно определены цели его расходования, его предельная сумма, сверх которой по постановлению общего собрания участников капитала деньги могли бы быть обращены на улучшение общественного быта офицеров, устройство офицерских собраний, библиотек и т.п.

Первая мировая война не позволила довести до конца работу над новым положением о заемных капиталах.
Заканчивая изложение темы развития офицерских заемных капиталов и предполагаемых изменений, небезынтересно подчеркнуть, что во многих военных округах имелись довольно крупные суммы этого капитала, в том числе и запасного фонда, позволявшие воинским частям за его счет производить насущные расходы. Так, в 1902 й в Варшавском военном округе офицерский заемный капитал составлял 2 339,9 тыс. руб., в том числе запасной фонд — 471,3 тыс. руб., в Виленском соответственно 1 440,9 и 184,3 тыс. руб., в Московском — 1 249,7 и 243,8 тыс. руб.

В.В. Тиванов, «Денежные капиталы в русской армии»

См. также

Выдача офицерам собственных вкладов и ссуд

Обязательные и добровольные взносы в офицерский заемный капитал

Управление заемным капиталом

Необходимость и возникновение офицерского заемного капитала

Запасной фонд офицерского заемного капитала

Другие новости и статьи

« Cоветское антинацистское движение сопротивления в северо-западном Крыму в 1941–1944 гг

Подготовка специалистов транспорта на факультете военных сообщений Военно-инженерной академии РККА. 1918 - 1922 годы »

Запись создана: Четверг, 30 Январь 2020 в 0:01 и находится в рубриках Финансовое.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика