24 Сентябрь 2011

Восстановление нарушенных прав по выплате надбавок к денежному довольствию офицеров при проведении организационно-штатных мероприятий осуществит военный суд

oboznik.ru - Восстановление нарушенных прав по выплате надбавок к денежному довольствию офицеров при проведении организационно-штатных мероприятий осуществит военный суд

Реформирование и переход Вооруженных Сил Российской Федерации в новое качественное состояние сопровождается значительным количеством организационно-штатных мероприятий, проведение которых требует надлежащего исполнения требований законодательства и не должно приводить к нарушению законных прав военнослужащих. Проведение современных реформ Вооруженных Сил должно быть основано на строжайшем соблюдении норм закона, что, в свою очередь, объективно вызывает необходимость совершенствования самого законодательства, в частности, нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих, в том числе Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200 (далее - Порядок). Порядок регулирует практически все аспекты и определяет все основания денежных выплат, основываясь при этом на требованиях федеральных законов "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и изданных в соответствии с ними подзаконных нормативных актов. Тем не менее, права военнослужащих в этой сфере нарушаются. Не добившись справедливости в административном порядке, за защитой своих прав и интересов военнослужащие вынуждены обращаться в суд.
Рассмотрим на достаточно уже распространенном примере, как следует поступать военнослужащему, желающему быстро, и главное эффективно, защитить свои законные права.

Итак, например, офицер И. убыл в очередной основной отпуск. Сразу при возвращении из отпуска он узнал, что в день его убытия в отпуск в часть поступила директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ДГШ) о переводе воинской части 00000 на новый штат, в соответствии с которым должность военнослужащего сокращена, но вместо нее введена аналогичная новая, правда, с меньшим окладом денежного содержания и меньшей штатной категорией воинского звания. В любом случае офицер имеет право быть назначенным на новую низшую должность с его согласия, которое он должен сообщить командиру части путем подачи письменного рапорта. ДГШ отводит определенный срок на проведение организационно-штатных мероприятий (ОШМ), который, как правило, равен двум месяцам, по истечении которых командир части обязан издать приказ о завершении организационно-штатных мероприятий и переходе воинской части на новый штат. За отведенные два месяца должны быть разрешены вопросы назначений военнослужащих на вновь введенные штатные должности, приняты кадровые решения в отношении военнослужащих, изъявивших желание уволиться "в связи с организационно-штатными мероприятиями", а также решены иные кадровые вопросы и вопросы социального обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или переводу к новому месту службы. Срок в целом реальный, но, как показывает практика, не всегда командиру удается выполнить весь комплекс мероприятий в отведенный срок. В нашем случае офицер И. проходит службу в плавсоставе где-нибудь в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Отгуляв основной отпуск (с учетом времени проезда к месту проведения основного отпуска и обратно более двух месяцев), офицер И. прибыл в часть в день окончания ОШМ.

После беседы с командиром дал согласие (написал рапорт) на назначение на предложенную низшую воинскую должность (название должности и объем обязанностей при этом не изменились) и стал ждать приказа о назначении. Командиром части был издан приказ об окончании проведения ОШМ в войсковой части 00000. При этом, офицер И. продолжал добросовестно, ежедневно и в полном объеме исполнять обязанности по занимаемой ранее (но как бы заново введенной) должности, так как должность в установленном порядке никому не сдавал и в распоряжение командира никаким приказом не выводился (фактически приказ командира о сдаче должности, приказ уполномоченного воинского должностного лица о зачислении офицера в распоряжение командира (начальника) не издавались). Однако, несмотря на это, при получении денежного довольствия за следующий месяц военнослужащий узнал, что в нарушение п. 9 ст. 13 (дополнительные выплаты) Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 92 Порядка ему не произвели отдельные дополнительные выплаты денежного довольствия, т.е. он не получил:
- процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- надбавку за особые условия боевой подготовки;
- надбавку за особые условия службы на кораблях;
- премию за образцовое исполнение воинского долга за прослуженный период после окончания ОШМ;
- денежное вознаграждение за классную квалификацию за прослуженный период после окончания ОШМ;
- ЕДВ за добросовестное исполнение обязанностей военной службы за прослуженный период после окончания ОШМ.
Когда через месяц состоялся приказ о переназначении офицера И. на фактически занимаемую им должность в связи с ОШМ, выписка из приказа командующего войсками военного округа была представлена в финансовый орган, ответственный за выплату денежного довольствия личному составу данной воинской части. Однако даже после предоставления выписки из приказа о переназначении начальник финансового органа и бухгалтер перерасчет произвести отказались и порекомендовали офицеру И. сначала обратиться в суд за защитой его нарушенных прав, а вот если суд примет решение, то оно, безусловно, будет исполнено в установленные сроки. В итоге офицер И. вынужден был обратится в военный суд за защитой своих нарушенных прав. Военный суд при рассмотрении материалов дела счел требования заявителя обоснованными и вынес решение в его пользу, восстановив, таким образом, нарушенные права военнослужащего. В мотивировочной части решения суд указал, что в соответствии со ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ военнослужащий проходит военную службу на воинской должности. При этом, не на воинских должностях военнослужащий может проходить военную службу в случаях нахождения в распоряжении командира (начальника), в том числе и при проведении ОШМ.

Пунктами 9 и 10 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ установлено, что, кроме выплат, предусмотренных этим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Кроме дополнительных выплат, предусмотренных ст. 13 указанного Закона, сохраняются другие дополнительные выплаты, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, согласно п. 92 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, месячные дополнительные выплаты, к которым относится надбавка за особые условия службы, выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности).

В соответствии с пп. 97, 98, 99, 100 Порядка и Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573, военнослужащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к окладу по воинской должности. Надбавка не выплачивается военнослужащим:
- освобожденным (отстраненным) от занимаемых воинских должностей;
- в отношении которых допуск прекращен;
- освобожденным от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом командира (начальника);
- находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников);
- за время отпуска, предоставляемого при увольнении с военной службы.
Выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днем освобождения от воинской должности, прекращения допуска, освобождения от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Пунктами 123, 124, 125 Порядка предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также в плавающем составе Военно-Морского Флота, выплачивается дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки, а военнослужащим, проходящим военную службу на кораблях и судах, находящихся в строю, ремонте или консервации, в экипажах консервации кораблей и судов, ежемесячно выплачивается надбавка за особые условия службы. При этом, указанные надбавки выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от занимаемой (временно исполняемой) воинской должности включительно.
Также согласно пп. 224, 227, 229 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по итогам календарного года выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы в размере трех окладов денежного содержания.
Из п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 203 Порядка и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания.
Таким образом, судом было установлено, что офицер И. в установленном законом порядке (приказом соответствующего компетентного должностного лица) в распоряжение не зачислялся, дела по ранее занимаемой воинской должности не сдавал, в полном объеме и без ограничений исполнял обязанности по занимаемой воинской должности. Более того, в дальнейшем соответствующим приказом должностного лица вновь назначен на должность. По указанным причинам удержание из денежного довольствия военнослужащего положенных ему надбавок судом признано незаконным и подлежащим возмещению. Все законные требования военнослужащего признаны судом обоснованными, а заявление - подлежащим удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
Таким образом, наиболее действенным путем защиты законных прав и интересов военнослужащих продолжает оставаться обращение в суд.

P.S. редакции. Поднимаемая автором в статье проблема достаточно дискуссионна. Представляется, что до вынесения Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации соответствующего определения вряд ли можно говорить о единстве судебной практики по данному вопросу.
Сложности у правоприменителя возникают в связи с отсутствием нормативного определения воинской должности, ее критериев (характеристик), в частности, не установлено, с изменением каких характеристик (например, ШДК) прежняя воинская должность сокращается и вместо нее вводится новая и т.д.
Учитывая особую актуальность в настоящее время данной проблемы, приглашаем авторов и читателей к дискуссии.

О.Ю. Петров,
кандидат юридических наук, капитан 2 ранга

"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2010 г.

Другие новости и статьи

« Дополнительные выплаты: приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010

Вновь к вопросу о надбавке за сложность, напряженность и специальный режим военной службы »

Запись создана: Суббота, 24 Сентябрь 2011 в 19:07 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика