Входят ли в состав денежного довольствия военнослужащего выплаты в сумме стоимости проезда к месту проведения основного отпуска и обратно, стоимости проезда в служебную командировку и обратно? Могут ли подобные расходы оплачиваться за счет личных средств военнослужащих с последую- щим возмещением понесенных расходов? В каких пределах можно производить подобные выплаты?

Вместе с тем нередко подобные выплаты рассматрива
ются в качестве дополнительных гарантий (компенсаций). Перед осуществлением проезда военнослужащему должны быть выданы воинские
перевозочные документы или денежные средства.
Размер возмещения
зависит от статуса военнослужащего. А теперь обо всем более подробно.
Состав денежного довольствия
В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослу
жащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации (п. 2
ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ “О статусе военнослу
жащих”, далее – Закон № 76-ФЗ).
При этом гл. II “Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей” Закона № 76-ФЗ содержит, в част
ности, статьи:
• “Денежное довольствие” (ст. 12);
• “Дополнительные выплаты” (ст. 13);
• “Проезд на транспорте. Почтовые отправления” (ст. 20).
Согласно п. 1 ст. 12 Закона № 76-ФЗ денежное довольствие военнослу
жащих состоит из:
• месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской долж
ностью;
• месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским
званием;
• месячных и иных дополнительных выплат (ряд дополнительных
выплат поименован в ст. 13 Закона № 76-ФЗ).
Таким образом, действующее законодательство, по сути, содержит
открытый перечень выплат, которые могут составлять денежное доволь
ствие военнослужащих.
Особый статус военнослужащих определяет и специфику расчета
причитающегося им денежного довольствия – в отличие от заработ
ной платы, являющейся вознаграждением за труд и выплачивающейся за отработанное время, денежное довольствие по общему
правилу выплачивается военнослужащим за календарные дни про
хождения военной службы (см., например, ст. 129 ТК РФ; п. 4
Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом
Министра обороны РФ от 30.06.2006 № 200, далее – Приказ № 200).
Положения трудового законодательства позволяют четко разграничить
вознаграждение за труд (заработную плату) и гарантии (компенсации),
предоставляемые работникам в установленном порядке (ст. 129, 164 ТК
РФ). В частности, гарантии и компенсации предоставляются работникам
в случае их направления в служебные командировки (ст. 165 ТК РФ).
А вот нормы Закона № 76-ФЗ не позволяют четко разграничить выплаты,
составляющие денежное довольствие, и иные гарантии (компенсации).
Так, например, согласно п. 8 ст. 13 “Дополнительные выплаты” Закона
№ 76-ФЗ военнослужащим, направляемым в командировку, произво
дятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, кото
рые определяются Правительством РФ. К таким расходам относятся,
в частности, расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту
службы.
В то же время право военнослужащих на проезд на безвозмездной
основе как в служебные командировки, так и к месту использования
основного отпуска и обратно закреплено в п. 1 ст. 20 “Проезд на транс
порте. Почтовые отправления” Закона № 76-ФЗ. При этом возмещение
подобных расходов согласно п. 9 ст. 20 Закона № 76-ФЗ осуществля
ется в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ
от 20.04.2000 № 354 “О порядке возмещения расходов, связанных с
перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей, а также их личного имущества” (далее – Постановле
ние № 354).
Данное противоречие нашло отражение и в правовых актах, издавае
мых федеральными органами исполнительной власти, в которых преду
смотрена военная служба. Так, например, вопросы оплаты проезда рас
сматриваются в специальном разделе “Путевое довольствие” Порядка
обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных
Сил РФ (пп. 316, 317 Приказа № 200). В то же время ряд существенных
положений по оплате проезда военнослужащих (в т. ч. и в служебные
командировки) регламентируется приказом Министра обороны РФ
от 08.06.2000 № 300 (далее – Приказ № 300).
Учитывая вышеизложенное, представляется возможным сделать сле
дующие выводы: • оплата военнослужащему стоимости проезда к месту прове
дения основного отпуска и обратно не входит в состав денежного
довольствия военнослужащих и относится к прочим гарантиям
(компенсациям);
• широкое понимание термина “денежное довольствие” подразуме
вает включение в него расходов по проезду к месту командировки
и обратно в составе путевого довольствия военнослужащих.
Вместе с тем нередко подобные выплаты рассматриваются в каче
стве дополнительных гарантий (компенсаций) – например, в целях
финансового планирования и применения бюджетной классифи
кации РФ (см. порядок применения подстатей 211, 222 КОСГУ,
утвержденный приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н).
Приобретение проездных документов за свой счет
В абз. 1 п. 5 Постановления № 354 вполне определенно сформулировано
правило: во всех случаях перед осуществлением проезда военнослужа
щему должны быть выданы воинские перевозочные документы (ВПД)
или денежные средства. Данное правило справедливо как в случае
направления военнослужащего в командировку, так и при следовании
в основной отпуск (абз. 2 п. 1 Постановления № 354). При этом ни
нормы Закона № 76-ФЗ, ни содержание Постановления № 354 не позво
ляют федеральным органам исполнительной власти, в которых преду
смотрена военная служба, изменять вышеуказанный порядок.
Конкретный порядок обеспечения проезда на безвозмездной основе
(путем оформления ВПД или выдачи денежных средств) должен опреде
ляться исходя из:
• правил, определенных федеральным органом исполнительной
власти, в котором предусмотрена военная служба (см., например,
п. 42 Руководства по оформлению, использованию, хранению
и обращению с воинскими перевозочными документами
в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение
к приказу Министра обороны РФ от 06.06.2001 № 200, далее –
Руководство № 200);
• возможностей реализации ВПД на конкретных направлениях
(маршрутах).
Возможность оплатить проезд в основной отпуск (командировку)
по своему усмотрению за свой счет лицами, имеющими право на бе
платный проезд, предусмотрена п. 6 Постановления № 354. Но в данном
случае речь идет не об обязанности или общем порядке оплаты расходов
по проезду, а только о возможности по своему усмотрению воспользо
ваться данным вариантом приобретения проездных документов.
Обоснованность приведенной выше позиции подтверждается и содержа
нием конкретных правовых актов, изданных федеральными органами
исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Так,
согласно п. 38 Руководства № 200 выдача воинских перевозочных до
кументов или денежных средств производится во всех случаях перед
осуществлением проезда и перевозки личного имущества, а окончатель
ный расчет – после их осуществления.
Нормирование расходов по оплате стоимости проезда
В рассматриваемой ситуации действующее законодательство, по сути,
предусматривает предоставление гарантии в натуральной форме –
целью включения в Закон № 76-ФЗ ст. 20 “Проезд на транспорте. Почто
вые отправления”, в частности, является обеспечение проезда военно
служащих в установленных случаях на безвозмездной основе. Отсюда
вытекает общее правило: затраты по проезду (в отпуск, командировку)
оплачиваются в размере фактических расходов, подтвержденных про
ездными (иными) документами.
В то же время в соответствии с пп. 2, 6 Постановления № 354 федераль
ные органы исполнительной власти, в котором предусмотрена военная
служба, предусматривают определенные ограничения по оплате стоимо
сти проезда.
Главный критерий, в соответствии с которым ограничивается стоимость
проезда, подлежащая оплате – категории проезда. Комфортность подле
жащего оплате проезда ставится в зависимость от воинского звания
(статуса) военнослужащего (см., например, п. 2 Приказа № 300).
Кроме того, уполномоченные органы могут ограничивать перечень под
лежащих оплате расходов, связанных с приобретением проездных до
кументов, не включенных в провозную плату (см., в частности, абз. 2 п. 1
Приказа № 300, п. 317 Приказа № 200).
Так, в зависимости от установ
ленного порядка могут оплачиваться (не оплачиваться) расходы, связан
ные с пользованием постельными принадлежностями, доставкой биле
тов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира,
оплатой страховых платежей, проездом в вагонах повышенной комфорт
ности, оплатой услуг по предварительной продаже проездных докумен
тов, оплатой иных установленных на транспорте дополнительных сборов.
Периодически предпринимаются попытки ограничивать оплату стои
мости проезда путем отказа в возмещении расходов, связанных с опла
той стоимости проезда транспортом общественного пользования при
следовании в основной отпуск.
Если при следовании в служебную
командировку возмещение подобных расходов, как правило, прямо
предусматривается в соответствующих приказах (см., например,
подп. “д” п. 317 Приказа № 200), то при оплате проезда в отпуск у воен
нослужащих нередко возникают разногласия с финансовыми органами
по вопросу оплаты данных расходов. Однако существующая в настоя
щее время судебная практика позволяет надеяться на исход спора, бла
гоприятный для военнослужащего (см. определение Военной коллегии
Верховного суда РФ от 25.06.2009 № 1н-223/09).
Практика ограничения размера выплат, направляемых на компенсацию
стоимости проезда военнослужащих, не ограничивается приведенными
выше способами. Работа по снижению бюджетных расходов осуществля
ется как на законодательном уровне, так и на уровне федеральных орга
нов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Пример подобных действий на законодательном уровне – дополнение
ст. 20 Закона № 76-ФЗ пп. 1.1, 10.
А в различных органах власти периодически предпринимаются попытки
ограничить действие гарантии по проезду в отпуск на безвозмездной
основе по территориальному признаку – оплачивать проезд только
по территории России (СНГ) или же нормировать расходы в зависимости
от страны назначения (страны – места проведения отпуска). При этом
обоснованность подобных действий с точки зрения положений Закона
№ 76-ФЗ весьма сомнительна.
Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах № 8-2011
Другие новости и статьи
«Ижмаш» приступил к разработке нового оружия: автоматов пятого поколения »
Запись создана: Среда, 28 Сентябрь 2011 в 8:17 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.
метки: денежное довольствие, деньги, финансы
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика