Оценка партизанских отрядов в Отечественной войне 1812 года на уроках истории

В программах общеобразовательных учреждений при изучении курса истории XVIII-XIX веков среди важных задач на пути достижения общих целей основного среднего образования является развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств. Изучение Отечественной войны 1812 года создают условия для формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей XIX века, восприятие идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами. В этот период как никогда в истории нашей страны проявились высокие качества русского воина в борьбе с агрессором, в лице Наполеоновской армии.
Изучая партизанское движение, надо учитывать одно очень важное обстоятельство. Если до оставления Москвы отряды, оказывающие сопротивление в тылу наполеоновской армии, возникали стихийно и создавались преимущественно из крестьян, то после оставления Москвы и перехода армии в Тарутино возникает фронт партизанской борьбы, находящийся под контролем армии.
Рассматривая партизанское движение в войне 1812 года, чтобы показать народный характер борьбы с наполеоновским нашествием, с ним объединяют стихийное выступление крестьян против фуражиров и интендантов, которые по своей сути ничем не отличались от обычных мародеров. Сопряжено это с тем, что широким крестьянским массам, не грамотным и темным, не понятны были вексельные расписки и ассигнации французской армии. (Одной из форм подрыва экономики России было наводнение страны фальшивыми деньгами различного достоинства).
Сопротивление крестьян иноземным захватчикам началось стихийно в Литве и Белоруссии после отступления русской армии, выражаясь сначала в массовом оставлении деревень и уничтожении продовольствия и фуража. Активное сопротивление захватчикам развернулось в июле – августе в Смоленской, а затем в Московской и Калужской губерниях. Именно там вооруженные отряды крестьян нападали на отдельные группы и обозы противника.
Идеологический аспект, показать вовлечение широких народных масс, а не только армии, в борьбу с наполеоновским нашествием, неоспорим и удачно обыгран царским правительством. И в дальнейшем он не однократно повторялся, не обошел стороной его и гр. Л.Н. Толстой, описывая «дубину народной войны» в своем великом романе.
Поэтому необходимо разделить партизанские действия в тылу Наполеоновской армии, проводимой под единым руководством и осуществляющейся регулярными войсковыми частями и подразделениями и стихийные крестьянские выступления против войск захватчика, по сути, являющейся сельской самообороной. Правильнее будет считать, что не поротые помещиками крестьяне эффективно действовали на коммуникациях противника, а офицеры и солдаты, отведавшие розги в отцовских имениях, закрытых пансионах или кадетских корпусах и шпицрутенов на полковых плацах.
Небольшие армейские отряды для действия в тылу на коммуникациях противника в русской армии, как и в других европейских армиях, использовались и до войны 1812 года. В частности, такие отряды успешно действовали в ходе Семилетней войны 1756-63 годов. Кстати, в этой войне небольшим отрядом из казаков и гусаров, действовавшим в тылу и на флангах противника, командовал тогда еще подполковник А.В. Суворов. А казачьи отряды в кампании 1807 года столь успешно действовали в тылу войск Наполеона, что он в одном из своих бюллетеней даже назвал казаков «посрамлением рода человеческого».
Использование иррегулярных войск для разведывательных и диверсионных действий осуществлялось многими армиями мира, в частности турецкой (знаменитых башибузуков), в том числе и русской (казаков). Однако для таких целей в период Отечественной войны 1812 года широко стали применяться регулярные армейские части и подразделения.
Логика создания партизанских отрядов и отправки их в тыл наполеоновской армии была проста. Запасы продовольствия в ней были созданы на 20 дней, именно такой срок отводился для разгрома русской армии в генеральном сражении. Однако отступление русских войск и уклонение от него ставило Наполеона в трудное положение, так как магазины (термин того времени, обозначающий базы снабжения с запасами продовольствия, вооружения и других материальных средств), созданных на территории нынешних Польши и Германии, оказались слишком удаленными от войск. Соответственно борьба с отрядами, посылаемыми для заготовок продовольствия и фуража, а также обозами французов эффективно сказывалась на весь ход военных действий.
В период войны 1812 года первый крупный армейский летучий отряд под командованием генерала Ф.Ф. Винцингероде был создан еще в августе по распоряжению Барклая-де-Толли (до назначения Кутузова главнокомандующим). В этом отряде воевали будущий шеф корпуса жандармов А.Х. Бенкендорф, впоследствии тоже командир летучего отряда, и будущий декабрист С. Волконский, получивший за отличия в боях чин полковника.

Наиболее известным и ярким представителем партизанского движения оказался Д. Давыдов, скорее всего из-за того, что только он, поэт, воспел в своих произведениях партизан и описал действия отрядов в тылу противника. Хотя командовал он малочисленным отрядом, состоящим из 50 гусар и 80 казаков. К тому времени, когда Д.В. Давыдов обратился к П.И. Багратиону с просьбой разрешить создание армейского партизанского отряда, Ф.Ф. Винцингероде уже давно громил тылы французов.
До нас дошло его письмо к князю П.И. Багратиону, в котором он обращается к командованию с просьбой: «Ваше сиятельство! Вам известно, что я, оставя место адъютанта вашего, столь лестное для моего самолюбия, вступая в гусарский полк, имел предметом партизанскую службу и по силам лет моих, и по опытности, и, если смею сказать, по отваге моей… Вы мой единственный благодетель; позвольте мне предстать к вам для объяснений моих намерений; если они будут вам угодны, употребите меня по желанию моему и будьте надеждны, что тот, который носит звание адъютанта Багратиона пять лет сряду, тот поддержит честь сию со всею ревностию, какой бедственное положение любезного нашего отечества требует…».
Инструкцию ему, как командиру отряда написал лично П.И. Багратион: «Ахтырского гусарского полка господину подполковнику Давыдову. По получении сего извольте взять сто пятьдесят казаков от генерал-майора Карпова и пятьдесят гусар Ахтырского гусарского полка. Предписываю вам взять все меры, дабы беспокоить неприятеля и стараться забирать их фуражиров не с фланга его, а в середине и в тылу, расстраивать обозы и парки, ломать переправы и отнимать все способы. Словом сказать, я уверен, что сделав вам такую важную доверенность, вы потщитесь доказать вашу расторопность и усердие и тем оправдаете мой выбор. Рапорты же ваши присылать ко мне тогда, когда будете удобный иметь случай; о движениях ваших никому не должно ведать и старайтесь иметь их в самой непроницаемой тайности. Что же касается до продовольствия команды вашей, вы должны сами иметь о том попечение». Если смотреть выше по тексту, видно, что 150 казаков не смогли выделить, предоставили только половину.
Кстати, при проведении первого рейда отряд Д.В. Давыдова попал в засаду устроенную крестьянами, которые решили, что нападают на французских фуражиров, и командир чуть не погиб. Крестьяне плохо разбирались в деталях военной формы, которая у французов и русских была похожей. Тем более, офицеры говорили, как правило, по-французски.

В этот период создаются и другие партизанские отряды. Но массовые действия армейских партизан начались после оставления Москвы, когда каждому отряду назначался определенный район действий. Отдельные отряды состояли из нескольких полков и могли самостоятельно решать крупные боевые задачи, например, отряд генерала И.С. Дорохова, в который входило 4 кавалерийских полка (каждый кавалерийский или казачий конный полк состоял из 5 эскадронов или сотен). Крупными отрядами командовали полковники Балабин, Вадбольский, Ефремов, Кудашев, капитаны Сеславин, Фишер. Все они были более многочисленные. Отряд, которым командовал И.С. Дорохов, причинил много вреда французам, истребляя их отдельные команды. При этом именно он первым известил М.И. Кутузова о движении французов на Калугу.
28 октября (9 ноября) 1812 года в районе села Ляхово партизанские отряды Д.В. Давыдова, А.Н. Сеславина и А.С. Фигнера во взаимодействии с регулярным кавалерийским отрядом В.В. Орлова-Денисова (всего около 1700 человек) разгромили и пленили французскую бригаду П.Ф. Ожеро (около 2500 человек) и рассеяли отряд французских кирасиров (2000 человек), спешивший на помощь соотечественникам
Военную славу партизану Денису Давыдову обеспечило талантливое перо поэта, публициста и военного историка. Еще в 1821 году он опубликовал «Опыт теории партизанского действия», а после ухода в отставку, как он сам говорил, «пустился в военные записки». Написанные увлекательным языком, его произведения пользовались большой популярностью в России. Но это не столь историко-публицистические, сколь литературные произведения. Недаром же бывший кавалерист, а впоследствии декабрист и писатель А.А. Бестужев-Марлинский в одном из писем заметил: «Дениса Давыдова судите по его словам; но между нами будь сказано, он более выписал, чем вырубил себе славу храбреца».
Денис Давыдов первым подробно осветил в русской литературе партизанские действия. Причем сделал это талантливо и увлекательно. Не лишенный обычного человеческого тщеславия, простим ему эту слабость, он зачастую приписывал себе значительно больше, чем было в реальности. Но благодаря его произведениям, именно его в обществе стали считать инициатором и одним из организаторов партизанского движения. При всем личностном подходе Дениса Давыдова к рассказам об Отечественной войне 1812 года, именно благодаря нему мы получили развернутое описание партизанской борьбы и самоотверженных действий многих реальных участников тех событий.
Армейские партизанские отряды внесли существенный вклад в разгром наполеоновских войск в России. В ряде случаев несколько отрядов временно объединялись для проведения крупных операций, а также привлекали для участия в них крестьян. По оценке историков урон только в живой силе от прямого воздействия партизанских отрядов составил более 32 тыс. человек, не говоря о разгроме обозов, захвате пленных и создания тяжелых условий по заготовке продовольствия и фуража.
Историческое прошлое народа, историческая память, система общезначимых образцов поведения в такие критические моменты истории, как Отечественная война, коллективные мнения, исторические идеалы и ценности (патриотизм, свобода, независимость) – вот далеко не полный список тех фактов, которые влияют на формирование личности XXI века. Отсюда актуальность нашего обращения к роли партизанского движения в Отечественной войне 1812 года. Именно «малая война» проявила сотворчество, совместную деятельность людей при понимании ответственности перед всеобщей бедой, в самоотдаче делу освобождения своей родины от врага.
Изучение роли партизанского движения в Отечественной войне 1812 года может оказать большую помощь в осознании ответственности каждого человека за судьбу Отчизны, ее истории и культуры. Изменение нашего видения мировой истории побуждает нас заново постигать смысл важнейших событий и роль крупнейших деятелей отечественной истории, исправлять старые и обретать новые представления о них.
Головинская Валентина Васильевна, учитель истории средней школы. Обозник.ru
Другие новости и статьи
« Сельское хозяйство - опора тыла
Использование дронов против браконьеров, террористов и контрабандистов »
Запись создана: Пятница, 28 Сентябрь 2018 в 10:00 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, Начало XIX века, Продовольственное, Транспорт, Финансовое.
метки: 1812, магазины, обозы, запасы, оборона, защита, партизаны, охрана
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика