27 Октябрь 2011

Россия, космос, будущее

oboznik.ru - Россия, космос, будущее

В истории земной цивилизации наша Родина - Россия оставила глубокий след, дала человечеству великих мыслителей, ученых, инженеров и изобретателей, деятелей культуры. Трудно себе представить, что те трагедии и испытания, бедствия и иноземные нашествия, которые приняла на себя Россия - приняла и выстояла, - пришлись на долю только одного многонационального народа. История России - монархической, советской и демократической - полна великих и знаменательных свершений, которые мои соотечественники не считают только своим достоянием - это в полном смысле достижения всего человечества, славные вехи в развитии мировой науки, техники, культуры.

Великий писатель-гуманист Лев Толстой говорил, что наука, как это понималось всегда и понимается теперь большинством людей, есть владение необходимейшими и важнейшими для жизни человека предметами знания. Французский писатель В. Гюго на вопрос, что такое цивилизация, отвечал так: «Это постоянные открытия, которые совершает на каждом шагу шествующий вперед человеческий разум; отсюда и само слово - прогресс». Ту же мысль высказывал и великий ученый А. Эйнштейн. Он считал, что наука - это неустанная многовековая работа мысли, направленная на то, чтобы свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира. Постоянная работа человеческого разума, труд гениальных представителей различных стран и народов, внесших свой вклад в развитие мировой науки и техники, были и остаются движущей силой технического прогресса человечества.

Два последних столетия второго тысячелетия новой эры истории человечества были отмечены бурным развитием науки и техники, которые дали в распоряжение государств и народов мощные орудия труда, способные удовлетворить растущие материальные и духовные потребности людей. И не вина науки в том, что ее плодами стремятся воспользоваться в интересах войны и насилия. Именно на этот отрезок истории пришлись завершение промышленной и бурный расцвет научно-технической революции. На многих важнейших направлениях научно-технической революции советские ученые, коллективы исследователей, инженеров, техников и рабочих обеспечили своей стране лидерство, а граждане демократической России делают все возможное, чтобы сохранить и усовершенствовать величайшее национальное достояние, каким является научно-технический потенциал России.

Российские имена на Луне и во Вселенной. Космическая эра принесла с собой хорошую традицию увековечивать вне Земли имена выдающихся представителей государств и народов планеты, которые внесли заметный вклад в развитие науки и техники, в разрешение конфликтов и установление взаимопонимания между народами, создали величайшие шедевры искусства, поставили спортивные рекорды. Их имена присваиваются кратерам на Луне, в том числе на ее невидимой с Земли стороне, а также открываемым по мере прогресса наблюдений за Вселенной астероидам и другим небесным телам, продолжающим свой бег по бескрайним просторам Вселенной.

Среди этих имен немало славных представителей народов России, которые посвятили свою жизнь приближению космической эры, оставили потомкам научные расчеты и инженерные проекты, связанные с проникновением в космос, с организацией научных исследований и экономической деятельности в ближнем и дальнем космосе, на Луне и ближайших планетах Солнечной системы.

Творческое наследие российских мыслителей, философов, ученых и инженеров, деятелей литературы и искусства, занимавшихся проблемами освоения космоса и размышлявших о судьбах человечества на Земле и во Вселенной, в полном смысле неисчерпаемо. И особенно приятно отметить, что эти люди были практически полностью лишены личных амбиций, эгоистических замыслов, карьерных соображений. В их работах не найти стремлений поставить результаты своего творчества на службу националистической политике, использовать их как средство достижения собственных интересов путем ущемления благополучия других народов.

Целый ряд российских ученых и инженеров, которые внесли вклад в развитие ракетной и космической техники, служили в армии, были профессиональными военными. Но и они видели в своих изобретениях лишь средство укрепления обороноспособности своей Родины, противодействие агрессивным замыслам других стран.

Философские концепции, научные теории и технико-экономические расчеты, родившиеся на российской земле, в какой-то степени развивали глубоко гуманные, проникнутые искренней заботой о судьбах будущих поколений идеи и культурно-этические идеалы русской литературы и искусства, нравственные ценности христианской религии. Не могу удержаться и не процитировать стихотворение «Вечерние размышления» М.В. Ломоносова, написанное еще в 1743 году:

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна…

Уста премудры нам гласят:

Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы божества

Там равна сила естества.

В начале XX века выдающийся представитель русской литературы Серебряного века Валерий Брюсов фактически сформулировал историческую необходимость освобождения человечества из земного плена и проникновения в космос:

Мы были узники на шаре скромном,

И сколько раз в бессчетной смене лет

Упорный взор Земли в просторе темном

Следил с тоской движение планет…

Общей чертой научных теорий и инженерных проектов, которые появлялись в прошлом на российское земле, была их обращенность в будущее. Многие из них настолько обогнали свое время, что отвергались чиновниками от науки, лишенными творческого воображения политиками и даже просвещенными монархами как фантастические, не имеющие перспектив на реализацию.

В то же самое время такого рода научные теории и инженерные расчеты не расценивались их авторами как повод для соревнования, соперничества, борьбы с другими народами за какие-либо особые блага или исключительную роль в истории цивилизации. В этом плане нельзя не согласиться с американским исследователем Уильямом Шелтоном, который высказал такую мысль: «Оценить степень эмоционально-духовной приверженности русского народа космосу исключительно трудно.

Однако такова непостижимая суть русского характера, которая в конечном итоге может оказаться куда более важной, чем экономические соображения или престиж в глазах остального мира. Те на Западе, кто занимаются реалистическими оценками советского потенциала (а сейчас хочется верить, что этим потенциалом располагает демократическая Россия. - Г. Х.), не могут этого игнорировать. Не можем мы также игнорировать Константина Циолковского, первым сформулировавшего и внедрившего в общественное сознание русских их восприятие себя как народа, имеющего значимую судьбу в космосе»1. По его мнению» идеи К.Э. Циолковского возбудили национальное воображение советского народа и таким образом стали той материальной силой, которая воздвигла надежную стартовую площадку для мощного и неожиданного рывка через космическую границу.

Говоря о наших соотечественниках, вдохновенный полет мысли и беззаветный труд которых во многом способствовали началу космической деятельности человечества, у меня нет ни малейшего намерения принизить роль мыслителей, ученых и изобретателей других стран. Просто хочется, чтобы новые поколения народов России, принявшие у великих предков эстафету подвигов и дерзаний на Земле и в космосе, по достоинству оценивали то, что было создано до них, берегли и приумножали космическое, и не только космическое, наследие своей Родины. Поэтому и хочется назвать лишь несколько из множества имен, запечатленных в земной истории, на Луне и во Вселенной как творцы космического будущего цивилизации.

…Большевики считали его приверженцем идеи коммунистического будущего, отец - сельский священник - считал, что в первую очередь сын должен получить хорошее образование. Николай Иванович Кибальчич прожил недолгую жизнь и закончил ее двадцати восьми лет на виселице за покушение на царя Александра II.

Н.И. Кибальчич проучился три года в Санкт-Петербургском институте путей сообщения, затем поступил в медико-хирургическую академию. Однако стал он профессиональным революционером. Средством борьбы с существовавшим в то время в России монархическим строем он избрал террор и начал сам изготавливать бомбы и гранаты для участников тайной революционной организации. Неумолимое время все расставило на свои места: нет в России ни монархии, ни социалистического общества, с огромными трудностями идут народы демократической России к политическому плюрализму и рыночной экономике. Но главный результат жизни Н.И. Кибальчича не затронули ни время, ни смена общественного устройства, ни бурные темпы научно-технического прогресса.

Я готов согласиться с моими коллегами по космической теме - писателями и журналистами, которые утверждали, что, занимаясь в глубокой тайне изготовлением бомб и гранат, Н.И. Кибальчич отдавал предпочтение главной мечте своей жизни - использованию взрывчатых веществ для мирных целей, созданию проекта качественно нового реактивного аппарата. Величие подвига молодого россиянина, на мой взгляд, состоит прежде всего в том, что он заложил инженерные основы космического двигателестроения. Писатель Е.И. Рябчиков приводит такую выдержку из записок Н.И. Кибальчича: «…я не имел достаточно времени, чтобы разработать свой проект в подробностях и доказать его осуществимость математическими вычислениями… В своих мыслях о воздухоплавательной машине я прежде всего остановился на вопросе: какая сила должна быть употреблена, чтобы привести в движение такую машину? Такой силой являются, по моему мнению, медленно горящие взрывчатые вещества»2.

О том, что мысль о судьбе научного изобретения беспокоила Кибальчича больше, чем собственная жизнь, свидетельствуют такие слова из выступления его защитника на процессе В.Н. Герада: «Когда я явился к Кибальчичу как назначенный ему защитник, меня прежде всего поразило, что он был занят совершенно иным делом, ничуть не касающимся настоящего процесса. Он был погружен в изыскание, которое он делал о каком-то воздухоплавательном снаряде».

М.В. Хвастунов приводит такие строчки из предсмертного письма Н.И. Кибальчича: «Находясь в заключении, за несколько дней до смерти, я пишу этот проект… Если же моя идея… будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству!»3.

Задолго до того, как две сверхдержавы второй половины XX века сошлись в бескомпромиссной схватке за господство в космосе, молодой российский ученый, вставший в политике на путь террора, назвал главный мотив, которым должны руководствоваться потомки в космосе - делать услугу Родине и человечеству, содействовать восхождению по ступеням прогресса цивилизации.

Среди российских ученых и инженеров, чьи имена остались в истории мировой ракетной техники и космонавтики, мы называем лишь немногих, стремясь хотя бы обозначить тот широчайший диапазон научных замыслов, инженерных идей и технических разработок, которые и по сей день составляют фундамент мировой космической деятельности.

Во второй половине XVIII века майор артиллерии российской армии М.В. Данилов выпустил две книги по технике производства и боевому применению военных ракет, которые привлекли к себе внимание Военно-ученого комитета. Участник знаменитого Итальянского похода под командованием А. В. Суворова, а впоследствии герой Отечественной войны 1812 года, А.Д. Засядко (1779-1837), которого историки называют «первым русским ракетным генералом», создал в Москве на собственные деньги пиротехническую лабораторию. Он сконструировал корпус ракеты из листового железа, применил стержневой стабилизатор для управления ракетой в полете, предложил метод запуска ракет под различным углом к горизонту. Созданные им пороховые ракеты использовались в русско-турецкой войне не только против наземных целей, но и против боевых кораблей турецкого флота. Последователем А.Д. Засядко в этой области был ученый и конструктор К.И. Константинов (1818-1871), автор книги «О боевых ракетах».

Инженер И.И. Третесский в своем труде «О способах управления аэростатами» предложил использовать струи паров воды или спирта, газов или сжатого воздуха для управления полетом летательных аппаратов легче воздуха. В 1896 году оригинальный конструктор и изобретатель А.П. Федоров написал брошюру «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду», в которой предложил «идущий вразрез с установившимся основным положением» (слова из предисловия к брошюре) проект ракетного аппарата для движения в пространстве вне воздушной оболочки Земли. Отставной капитан артиллерии Н.А. Телешов предложил конструкции крылатых реактивных аппаратов. В 1867 году в Париже он получил патент на реактивный самолет с дельтавидным крылом.

По мнению отечественных историков ракетной техники, уже в XIX веке, когда еще не была решена проблема полета в атмосфере, не было создано летательных аппаратов легче или тяжелее воздуха, в России уже существовали обогнавшие свое время проекты реактивных летательных аппаратов, которые можно разделить по принципу действия на три группы: «Аэростатический принцип. Реактивные летательные аппараты легче воздуха; подъемная сила создается за счет газа легче воздуха, Аэродинамический принцип. Реактивные летательные аппараты тяжелее воздуха; подъемная сила создается за счет обтекания поверхностей (крыльев) потоком воздуха. Ракетодинамический принцип. Реактивные летательные аппараты тяжелее воздуха; подъемная сила создается за счет реакции отбрасываемых частиц вещества.

Принципиальное различие между аппаратами второй и третьей групп заключалось в том, что для полета аппарата второй группы необходима в качестве опорной среды атмосфера, в то время, как для полета аппаратов третьей группы атмосфера даже вредна, так как создает дополнительное сопротивление»4.

Практически на каждом этапе развития теоретической мысли и инженерных разработок и практических экспериментов в области ракетной техники и космонавтики Россия демонстрировала уникальные и оригинальные научные идеи и инженерные решения и при этом никак не стремилась противопоставить себя в этой области другим государствам. При этом нельзя не отметить и такой характерной особенности: после революции 1917 года в Советском Союзе появилось несколько общественных организаций и групп энтузиастов, которые работали над проектами ракетных двигателей, активно обсуждали проблемы космических полетов будущего. Некоторым из них советское правительство оказывало моральную, а иногда и материальную поддержку. Именно в годы советской власти проблемы ракетной техники стали увязываться с планами повышения обороноспособности государства. Советское государство заботилось о национальной идеологии, которая объединила бы общественность в борьбе за общие идеалы, не меньше, чем о развитии экономики, науки и техники, военного дела. Такая далекая от реальности в те первые годы существования Советского Союза область деятельности, как космонавтика, имела единственный шанс на поддержку КПСС и советского правительства. Она должна была встать на защиту национальных интересов Советского Союза. Вот почему и сами авторы космических проектов, и высшее партийное руководство, и писатели, и журналисты, освещавшие эту тематику, увязывали перспективы советской ракетной техники и космонавтики с ее реальными вкладами в противоборство с мировым капитализмом, в укрепление позиций Советского Союза на мировой арене. Однако независимо от того, на службу каким политическим и идеологическим целям ставились результаты творчества оригинальных инженеров и изобретателей, а иногда блестящие замыслы так и оставались нереализованными, нужно отдать должное богатому творческому и духовному наследию выдающихся представителей народов России, которые дали в распоряжение человечеству блестящие замыслы, проекты, осуществление которых открывает огромные перспективы для решения самых грандиозных задач на Земле и в космосе.

Первые шаги к космическому рубежу. Тот факт, что ракетная и космическая техника самым непосредственным образом связана с передовыми достижениями науки своего времени, должна отвечать самым высоким стандартам надежности и эффективности, поскольку рассчитана на эксплуатацию в неблагоприятных условиях космического пространства, обусловил одну важную особенность деятельности государства по исследованию и использованию космического пространства. Эта деятельность представляет собой коллективные усилия ученых, инженерно-технических специалистов, рабочих высочайшей квалификации, представителей других специальностей, каждый из которых должен обеспечить свой вклад в достижение общей цели, строжайшим образом соблюдая временные графики, технические условия и проектные требования. Как будет показано в одной из последующих глав, планирование на высшем государственном уровне и использование самых передовых методов управления являются важнейшими составляющими успеха национальной космической программы.

Для первых этапов развития конструкторской и испытательской, а затем и научно-исследовательской деятельности Советского Союза в области ракетной техники, которая вместе с авиационной техникой стала впоследствии фундаментом советской космонавтики, характерен энтузиазм и беззаветное служение романтической идее прорыва в атмосферу, в космос, во Вселенную выдающихся личностей, ставших во главе кружков инженеров и конструкторов, общественных организаций, объединений популяризаторов знаний о природе, технике, космическом пространстве. Идеологические аспекты и политические мотивы развития ракетной техники и космонавтики не были первостепенными в их мировоззрении, хотя они прекрасно понимали опасности безграничной милитаризации этих передовых областей научно-технического прогресса и открыто говорили об этом и руководству страны, и широкой общественности.

1924 год был далеко не самым легким для молодой Советской республики. В стране, не оправившейся от войн и интервенций, осуществлялась новая экономическая политика (НЭП), до ликвидации безработицы было еще далеко. Науке и технике приходилось решать весьма прозаические задачи формирования базовых отраслей народного хозяйства. И как бы наперекор превратностям судьбы в июне 1924 года в Москве состоялось организационное собрание Общества изучения межпланетных сообщений. Вот выдержки из его устава: «Задачей Общества изучения межпланетных сообщений является работа по осуществлению заатмосферных полетов с помощью реактивных аппаратов и других научно обоснованных средств.

На пути к этой конечной цели деятельность Общества протекает в следующих направлениях:

а) самостоятельная научно-исследовательская работа; б) объединение на территории СССР всех лиц, работающих в области изучения межпланетных сообщений или ведущих научную разработку относящихся к этой области вопросов; в) собирание сведений о происходящих в данной области работах на Западе; г) распространение среди широких масс правильных сведений о современном состоянии вопроса об изучении межпланетных сообщений…»5.

А начиналось это общество несколько раньше. 20 января 1924 года Ф.А. Цандер, талантливый инженер и пламенный энтузиаст межпланетных полетов, выступил в московском Обществе любителей астрономии с докладом «О конструкции межпланетного корабля и о перелетах на другие планеты», в котором он предложил создать Общество изучения межпланетных сообщений. Ряд авторов указывает на то, что в декабре 1921 года Ф.А. Цандер встречался в Москве на Конференции изобретателей с В.И. Лениным, который с интересом отнесся к самой идее межпланетных путешествий 6.

В апреле того же года в Военно-научном обществе Академии воздушного флота им. Н.Е. Жуковского (той самой Военно-воздушной академии, которую четыре десятилетия спустя окончили первопроходцы космоса, проходившие подготовку к полетам в «гагаринском» отряде и первая в мире женщина-космонавт В.В. Терешкова) была создана секция межпланетных сообщений, поставившая перед собой такие задачи: «объединение всей работы, ведущейся в СССР по изучению реактивного двигателя; пропаганда идеи межпланетных сообщений; научно-исследовательская работа, в первую очередь организация лаборатории»7. 30 мая 1924 года известный в то время инженер и разносторонний ученый, один из авторов плана электрификации страны ГОЭЛРО М.Я. Лапиров-Скобло выступил в Политехническом музее с лекцией «Межпланетные путешествия (Как современная наука и техника разрешают этот вопрос)». После его доклада началась запись в члены будущего общества. В этот день в общество записалось около 200 человек, в своем большинстве - учащиеся, рабочие и служащие, ученые и изобретатели.

Одним из научных руководителей и активных участников общества был ученик Н.Е. Жуковского профессор Московского высшего технического училища (МВТУ) и Военно-воздушной академии В.П. Ветчинкин, отдавший много сил борьбе с противниками идей К.Э. Циолковского. Он защищал замыслы основоположника теории космонавтики на основе самых последних для своего времени достижений математики, физики, аэродинамики, других наук.

Общество изучения межпланетных сообщений работало в трудных условиях, когда не только широкая общественность, но и многие ученые, мягко говоря, скептически относились к самой идее космических полетов. Но энтузиазм и вера в мечту, настойчивость и терпение в организации первых инженерных проектов в сочетании с популяризацией и пропагандой научных знаний и дерзновенных замыслов, связанных с будущим человечества во Вселенной, преодолели все трудности, сделали это общество в полном смысле предвестником и одновременно пионером великих свершений в космосе. В этой связи хотелось бы сказать несколько слов о двух выдающихся популяризаторах знаний о ракетах и космических аппаратах будущего, о строении Солнечной системы и Вселенной, чья подвижническая деятельность способствовала внедрению космических идей в мировоззрение и общественное сознание нескольких поколений наших соотечественников.

«Было время, когда признавалось невозможным переплыть океан; нынешняя всеобщая вера в недосягаемость небесных светил столь же безосновательна, как и убеждение наших предков в недостижимости антиподов. Правильный путь к разрешению проблемы заатмосферного летания и межпланетных путешествий уже намечен; к чести русской науки, он предуказан человечеству русским ученым. Практическое же разрешение этой грандиозной задачи, невыполнимое сейчас, может осуществиться не в столь далеком будущем… И если те простейшие сведения из этой области знания, которые рассеяны в настоящей книге, заронят в уме любознательного читателя искру интереса к изучению механики и физики Вселенной, если они возбудят желание поближе познакомиться с фундаментом величественной науки о небе, то цель автора будет достигнута вдвойне» 8.

Как вы думаете, кем и когда были написаны эти строки? В 1915 году действительным членом Русского Астрономического Общества Я.И. Перельманом, отдавшим всю свою жизнь пропаганде идей космонавтики и геройски погибшим в блокадном Ленинграде.

Я.И. Перельман (1882-1942) был представителем российской интеллигенции, для которого служение великой мечте, стремление добиться поддержки обществом грандиозной идеи проникновения в космос и осуществление межпланетных путешествий было выше его политических убеждений. Поэтому Октябрьская революция не повлияла на убеждения и творческую деятельность Я.И. Перельмана - он с такой же энергией и убежденностью продолжал пропаганду идей межпланетных путешествий, а с 1924 года принимал активное участие в работе Общества изучения межпланетных сообщений. Я.И. Перельман владел английским, немецким и французским языками, внимательно следил за развитием ракетной техники и научной мысли за рубежом. Обо всем этом он рассказывал в своих книгах, статьях, популярных лекциях. Его «Занимательная физика» до сих пор остается эталоном популяризации научных знаний.

Другим выдающимся пропагандистом знаний о космосе и космонавтике был выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения профессор Н.А. Рынин (1877-1942). После окончания института он увлекся авиацией, стал популяризатором полетов в стратосфере и в космосе. В 1909 году при его участии в Петербурге была организована аэродинамическая лаборатория. Н.А. Рынин возглавил в институте инженеров путей сообщения кафедру воздушных сообщений. Сам этот институт был позднее преобразован в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, а затем в Академию им. А.Ф. Можайского.

Н.А. Рынин вошел в историю космонавтики не столько как ученый и преподаватель, но в первую очередь как популяризатор идей космических полетов, автор первой в мире многотомной энциклопедии «Межпланетные сообщения». О широте просветительской деятельности Н.А. Рынина свидетельствует перечень проблем, которые освещаются в энциклопедии: «Мечты, легенды и первые фантазии»; «Космические корабли в фантазиях романистов»; «Лучистая энергия в фантазиях романистов и проектах ученых»; «Ракеты и двигатели прямой реакции»; «Теория реактивного движения»; «Суперавиация и суперартиллерия»; «Русский изобретатель и ученый К.Э. Циолковский. Его биография, работы и ракеты»; «Теория космического полета»; «Астронавигация. Летопись и библиография».

Современники Н.А. Рынина вспоминали, что квартира профессора была своеобразным народным университетом - каждый мог прийти в гости, взять любую книгу, делать выписки за специальным столом в кабинете ученого. Гостеприимный хозяин читал посетителям курс «межпланетные сообщения».

Именно усилиями таких людей, как Я.И. Перельман и Н.А. Рынин, идеи развития ракетной техники и космонавтики обретали все больше сторонников, а молодое поколение шло в технические высшие учебные заведения, чтобы стать профессионалами в этих областях, в аэроклубы и летные училища, чтобы получить возможность шагнуть в небо. Немало сил отдали эти энтузиасты ракетной техники и космонавтики организации первой в истории Международной выставки по межпланетным сообщениям, которая была организована в Москве в 1927 году.

Какой бы широкой и продуктивной ни была пропагандистская деятельность, реальное освоение атмосферы и космоса начинается с проектирования и испытаний опытных летательных аппаратов, которые затем могут быть переданы в серийное производство. Эту грандиозную задачу взяли на себя добровольные творческие коллективы инженеров, конструкторов, изобретателей, испытателей. Их усилиями и энтузиазмом были созданы «в металле» первые образцы ракет, реактивных самолетов, приборов и оборудования, моделей будущих космических аппаратов.

Знаете ли вы, что означают буквы ГИРД? Это энтузиасты, называвшие себя «Группа инженеров, работающих даром», а официально это была Группа изучения реактивного движения при Обществе содействия обороне, авиации и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) - предшественнике современного ДОСААФ. Здесь в 1931 году была создана секция ракетных двигателей, которую возглавил Ф.А. Цандер. Подобные группы появились в Ленинграде, Баку, Тифлисе, Архангельске, Брянске и других городах. Однако реальных успехов добились московский ГИРД и ленинградская Газодинамическая лаборатория (ГДЛ)9.

Идейным вдохновителем и научным руководителем московского ГИРДа был Ф.А. Цандер, начальником ГИРДа был назначен С.П. Королев, в будущем Главный конструктор космических кораблей. Работа по главным проблемам, связанным с созданием ракет и других видов ракетной техники, строилась по бригадному принципу. Каждая из бригад имела свой профиль: создание жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), конструкции ракет, проектирование и строительство сверхзвуковой аэродинамической трубы, применение ГИРД в авиации и т.д. Ф.А. Цандер, еще до прихода в ГИРД построивший и испытавший ракетный двигатель оригинальной конструкции ОР-1, возглавил в ГИРДе первую бригаду.

Ленинградская Газодинамическая лаборатория была создана в 1928 году на базе существовавшей с 1921 года Лаборатории под руководством выдающегося ученого-химика Н.И.Тихомирова (1860-1930), посвятившего свою жизнь разработке порохов, ракет на твердом топливе, других важных проблем ракетной техники. Имя Н.И. Тихомирова, как и многих других ученых и инженеров, присвоено кратеру на обратной стороне Луны. С момента своего преобразования в ГДЛ лаборатория Н.И. Тихомирова подчинялась Военно-научно-исследовательскому комитету при Реввоенсовете СССР.

Так же, как в московском ГИРДе, в ГДЛ существовали проблемные подразделения -. отделы. Наиболее перспективными считались отделы пороховых ракет, ракет на жидком топливе, авиационного применения пороховых ракет, минометный, порохового производства. К 1933 году в ГДЛ работало уже около 200 сотрудников. В 1929 году в ГДЛ начались экспериментальные разработки электрических ракетных двигателей и жидкостных ракетных двигателей.

Плодотворная работа инженеров и изобретателей ГИРДа и ГДЛ не осталась вне внимания высших лиц политического и военного руководства СССР, которые были серьезно озабочены проблемами обороны молодого государства от агрессии извне. Усилиями выдающегося военачальника тех лет маршала М.Н. Тухачевского было подготовлено изменение общественного статуса ГИРДа и ГДЛ. Осенью 1933 года в соответствии с приказом маршала М.Н. Тухачевского был организован первый в мире государственный Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Он был подчинен Народному комиссариату тяжелой промышленности. На базе весьма значительных для своего времени достижений ГИРДа и ГДЛ в РНИИ начались целенаправленные разработки ракетных двигателей, авиационных двигателей, различных образцов ракетного оружия и ракетного топлива.

В РНИИ были заложены основы советской ракетной и космической промышленности, ряда отраслей авиационного двигателестроения. По мере того как успешно проходили стендовые и летные испытания различных видов ракетных снарядов, обычных и реактивных двигателей для боевых самолетов, ставились и оперативно решались вопросы серийного производства этих новых видов оружия и боевой техники. Выпуск этой новой продукции осваивали действовавшие в то время заводы или создавались заводы нового профиля, конструкторские бюро, научно-производственные объединения. Так шаг за шагом формировалась передовая отрасль советской промышленности - ракетно-космическая. Продукция этой отрасли продемонстрировала высокую конкурентоспособность и в течение нескольких десятилетий обеспечивала Советскому Союзу передовые позиции в мировой космонавтике. Не утратила своей конкурентоспособности во многих областях и ракетно-космическая отрасль Российской Федерации.

Космические замыслы, намного обогнавшие время. До сих пор мы знакомились с основными результатами развития в России инженерной мысли, изобретательства и технического проектирования в области реактивного движения. Именно здесь появились оригинальные, не имеющие аналогов в истории техники проекты ракет и летательных аппаратов, способных развивать все более высокую скорость, покорять все более значительные расстояния, достигать огромных высот и выходить за пределы земной атмосферы.

Многие из таких проектов были реализованы на практике и дали в распоряжение современников и благодарных потомков совершенные образцы ракетной, космической и авиационной техники. Реактивная авиация сблизила страны и народы, стала надежным средством пассажирских и грузовых перевозок. Принятие на вооружение совершенных военных реактивных самолетов позволило надежно охранять воздушные границы государств. Мощные ракетные двигатели стали основой нового вида оружия - боевых ракет наземного, морского и воздушного базирования. В результате противостояние СССР и США, НАТО и Организации Варшавского договора в период «холодной войны», основой которого было «равновесие страха», не переросло в глобальный ядерный конфликт. Ракеты-носители сделали возможным начало планомерного исследования и практического использования космического пространства с помощью автоматических и пилотируемых аппаратов.

Совершенствование авиационной и ракетно-космической техники продолжается, одновременно растет число практических задач, которые государства решают с помощью этих видов летательных аппаратов. Однако при этом в распоряжении человечества остаются и блестящие идеи и замыслы, предложенные русскими и советскими мыслителями, философами, учеными и инженерами, деятелями литературы и искусства, время реализации которых еще не пришло. Вполне вероятно, что такие замыслы не будут реализованы в том виде, как представляли себе их авторы. Сам по себе научно-технический и общественный прогресс вносит в них коррективы, меняет тот социально-экономический и мировоззренческий фундамент, на котором эти грандиозные идеи могут стать реальностью. Может быть, некоторым из этих замыслов вообще не суждено осуществиться. Но и в этом случае их значение для будущего цивилизации трудно переоценить. Ведь они зовут нас и будут звать наших потомков в будущее, рисуют картины совершенства науки и техники, общественного устройства, которые являются предпочтительной альтернативой тех программ и стратегий, которые государства проводят в жизнь в меняющихся условиях на нашей планете. Поэтому имеет смысл в самых общих чертах познакомиться с такого рода замыслами и прогнозами, самым непосредственным образом связанными с будущим космонавтики, с деятельностью человечества во Вселенной.

Жил в царской России оригинальный человек - Н.Ф. Федоров (1828-1903), внебрачный сын князя П.А. Гагарина. В зрелом возрасте он стал смотрителем Румянцевской библиотеки (впоследствии Государственной библиотеки им. В.И. Ленина). Был он творческой личностью, обладал огромной эрудицией, все свои средства раздавал молодым людям, тянущимся к знаниям и научной деятельности. Н.Ф. Федоров много размышлял о Вселенной, о сущности жизни, о том могуществе, которое может обрести Человек Разумный, если останется верным самым высоким идеалам добра, созидания, гармонии и красоты. Помимо фундаментального труда «Философия общего дела», Н.Ф. Федоров оставил потомкам множество статей по истории отечества, о религии, регулировании природы, разоружении, библиотечном деле. В его работах мы находим множество оригинальных суждений о смысле жизни, о ценностях человеческого бытия, о взаимодействиях человечества с окружающим миром, с бесконечной Вселенной. Они проникнуты искренней верой в безграничные созидательные возможности человеческого разума.

Оригинальный мыслитель всерьез рассуждал о том весьма отдаленном будущем, когда человек станет столь могущественным, что сможет победить смерть, правда не в биологическом, а в «информационном» плане. По мысли Н.Ф. Федорова, в далеком будущем вполне возможны контакты, объединение после земной жизни всех поколений землян в нематериальной, «информационной» форме в космосе, во Вселенной. В Румянцевскую библиотеку приходил полуглухой мальчик Костя Циолковский. Н.Ф. Федоров обратил на него внимание, часто беседовал с ним, рассказывал ему о своих взглядах на будущее человечества, которое будет непременно связано с деятельностью во Вселенной.

Идеи Н.Ф. Федорова произвели на Циолковского столь сильное впечатление, что он решил посвятить себя поиску реальных путей и средств преодоления земного тяготения, проектированию ракет для полетов вне Земли. Естественно, мы не ставим перед собой задачи всесторонне рассмотреть творческое наследие этого оригинального мыслителя. Его труды изданы и доступны интересующимся10. Однако хотелось бы особо подчеркнуть, что в работах Н.Ф. Федорова проблемы деятельности человечества во Вселенной в самом широком смысле этого понятия ставятся впервые и увязываются с множеством философских, мировоззренческих и нравственно-этических проблем мировой цивилизации. Достаточно привести лишь одно высказывание из его работ, из которого следует, что и дальнейший прогресс человечества, и успешное исследование, и практическое использование космического пространства на благо живущих и будущих поколений принесут ожидаемые результаты только при условии, если мировое сообщество будет как можно теснее координировать свои усилия на Земле и в космосе: «Мы даже обязаны поставить человечеству одну общую цель и утверждать необходимость, возможность и обязательность установления целесообразности не словом, а общим делом»11.

Замыслы Н.Ф. Федорова во многом совместимы с самыми передовыми философско-политическими концепциями, трактующими важнейшие тенденции и факторы развития мирового сообщества в конце XX - начале XXI века - глобализацию международных отношений, состояние и пути решения глобальных проблем современности, сущность и методы укрепления всеобъемлющей безопасности, необходимость принятия мер по переходу государств и регионов к устойчивому развитию. Есть все основания полагать, что и те новые проблемы, к решению которых человечество приступит в обозримом будущем, полагаясь на постоянно совершенствуемые потенциалы космической техники, тоже будут гармонично сочетаться с творческим наследием Н.Ф. Федорова, сумевшего в своих рассуждениях о человечестве и Вселенной подняться над историческими эпохами и заглянуть далеко в будущее.

Прямое отношение к близким и далеким перспективам мировой космонавтики имеют рассуждения Н.Ф. Федорова о необходимости и возможных методах регуляции природы, в результате чего сама планета Земля со временем превратится в управляемый экипажем-человечеством космический корабль - «земноход». Как в этом случае не задуматься об истинном авторстве метафоры «космический корабль-Земля», которая впервые прозвучала в выступлении американского дипломата Э. Ставенсона на сессии ЮНЕСКО в Женеве в 1965 году. А «Философия общего дела» была впервые опубликована в 1906 году. Продолжая рассуждать о возможностях преодоления земного тяготения, Н.Ф. Федоров ставит вопрос о переходе человечества из околоземного в околосолнечное пространство, об «уходе» Земли с постоянной орбиты вокруг Солнца и начале самостоятельного путешествия человечества по просторам Вселенной на собственном «корабле-планете». Пассажиры этого корабля, по его убеждению, станут единым сообществом, которое возьмет на себя всю полноту ответственности за сохранение жизни и порядок на планете. «Человечество должно быть не праздным пассажиром, а экипажем (он также называет его в другом месте кормчим) нашего земно-космического корабля»12.

Взгляды Н.Ф. Федорова по-разному воспринимались современниками, неоднозначно относятся к ним и потомки. Но вряд ли кто возьмет на себя смелость отрицать, что идея распространения разумного и гуманного человечества в Солнечной системе и во Вселенной представлены в творчестве этого мыслителя убедительно, как смелая фантазия, которая может стать реальностью, если наши потомки сделают ее своим «общим делом». Поэтому многие могут согласиться с мнением русского критика А.Л. Волынского, который еще в начале XX века писал так: «Федоров - единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда»13.

Продолжателем дела Н.Ф. Федорова, связанного с проникновением человечества в космическое пространство, стал К.Э. Циолковский (1857-1935), талантливый мыслитель и одновременно автор ряда оригинальных инженерных проектов.

Историки науки и техники долгое время ограничивались исследованием инженерно-технических аспектов творчества К.Э. Циолковского, анализом его расчетов летательных аппаратов тяжелее воздуха (в частности «аэростата цельнометаллического»), многоступенчатых ракет для полетов в космос, «ракетных поездов» и т.д. Формулу К.Э. Циолковского, описывающую основное уравнение движения ракеты, можно квалифицировать как фундаментальный принцип, реалистический метод преодоления земного тяготения и проникновения в космос любого аппарата, как пилотируемого, так и беспилотного. На основе этого принципа может быть реализовано практически любое инженерное решение, связанное с созданием космического аппарата, будь то для полетов в околоземном космосе, к Луне и планетам или для выхода за пределы Солнечной системы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что практически все историки космонавтики считают этот аспект творчества ученого фундаментом практической космонавтики. «Циолковский не только теоретически разрешил такие извечные вопросы, как выход за пределы атмосферы и преодоление земного притяжения, но и предложил несколько вариантов конструкции ракет… Блестящий ум Циолковского выдвинул теории и обосновал их, но при этом ему не удалось вести практическую экспериментальную работу»14, - писали о нем Вернер фон Браун с соавторами.

Лишь сравнительно недавно было обращено серьезное внимание на философские работы оригинального ученого, в которых рисуется весьма привлекательная картина деятельности во Вселенной созидательного и озабоченного судьбами жизни на Земле и в космосе целостного и глубоко нравственного человечества. К.Э. Циолковский во многом придерживался идеалистических взглядов, верил в созидательную сущность и самые гуманные намерения народов планеты, был активным сторонником постоянного совершенствования человека и построения гармоничных отношений внутри человеческого общества, а также между обществом и природой, обществом и космосом.

Философские и нравственно-этические взгляды К.Э. Циолковского становятся особенно значимыми для отдельных государств и мирового сообщества в судьбоносные периоды истории, когда необходимо критически оценить опыт прошлого и разработать новые стратегии и программы, способные дать ориентиры на будущее, указать пути и средства исправления очевидных ошибок, допущенных в прошлом. На переломе веков и тысячелетий мысли ученого, обращенные к будущему, когда на планете будет создана гармоничная, целостная цивилизация, открытая для конструктивного взаимодействия с другими цивилизациями во Вселенной, привлекают к себе пристальный интерес исследователей и широких кругов общественности на всех континентах.

Нам еще предстоит умозрительная беседа с оригинальным мыслителем в заключительной главе книги. Однако, оценивая замыслы нашего соотечественника, намного обогнавшие время и являющиеся широкой долгосрочной стратегией освоения Солнечной системы, а затем и Вселенной, гуманной и прогрессивной земной цивилизацией, следует отметить, что они отличаются не только смелостью и оригинальностью инженерных решений, но и глубокой эмоциональностью, озабоченностью К.Э. Циолковского судьбами народов планеты, перспективами общественного прогресса.

Оригинальные инженерные проекты и расчеты, связанные с межпланетными перелетами, и в первую очередь с пилотируемыми полетом на Марс, были выполнены талантливым инженером и активным пропагандистом идей космонавтики Ф.А. Цандером (1887-1933). Еще будучи студентом и членом Рижского студенческого общества воздухоплавания, он начал заниматься проблемами космонавтики. В особой тетрадке «Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат движение между звездами. Движение в мировом пространстве» он делал расчеты, связанные с динамикой полета в космосе, созданием «космического лифта», соединяющего Землю и Луну особым тросом, с оригинальной конструкцией двигателя для межпланетного корабля, использующего отработавшие ступени в качестве компонентов горючего. Одним из самых интересных в творчестве Ф.А. Цандера был проект космического корабля - аэроплана, способного совершать полет в плотных слоях атмосферы с помощью входящего в состав его конструкции аэроплана с поршневым двигателем, работающим на нефтепродуктах и жидком кислороде. По мере достижения высоких, разряженных слоев атмосферы предполагалось переключиться на жидкостный ракетныи двигатель, а в качестве компонентов для его горючего использовать детали аэроплана, которые уже выполнили свою задачу. Оптимальность инженерного замысла Ф.А. Цандера поражает даже современных инженеров. На каждом участке полета предполагается использовать наиболее подходящий вид двигательной установки - поршневой двигатель, ракетный двигатель или «солнечный парус». Не были оставлены без внимания и проблемы безопасности космических путешественников - их предполагалось разместить в ванне с жидкостью, чтобы предохранить от опасных перегрузок15.

Ф.А. Цандер не ограничивался только инженерным творчеством, в процессе которого он создал целый ряд оригинальных проектов космических кораблей - их компонентов. Ему также принадлежит идея использования гравитационного поля Луны и планет в ходе космического полета для увеличения скорости космического корабля, а также замысел планирующего спуска в атмосфере планеты с использованием эффекта торможения космического аппарата при посадке. Он был также активным исследователем-экспериментатором, одним из идейных вдохновителей и руководителей московского ГИРДа. Его трудоспособность и самопожертвование в ходе экспериментов с первыми жидкостными ракетами снискали ему уважение всех его коллег, которых он вдохновенно призывал «Вперед на Марс!». У Ф.А. Цандера много учеников и последователей, и его перспективные замыслы предстоит реализовывать многим поколениям ученых и инженеров во многих странах, где будут продолжаться работы по исследованию и использованию космического пространства.

В 1929 году в Новосибирске вышла в свет книга Ю.В. Кондратюка (А. И. Шагрея (надо Шаргея)) (1897-1942) «Завоевание межпланетных пространств», в которой, по мнению автора, «удалось представить задачу завоевания Солнечной системы не в виде теоретических основ, развитие которых и практическое применение принадлежат науке и технике будущего, а в виде проекта, хотя и не детализированного, но уже с конкретными цифрами, осуществление которого вполне возможно и в настоящее время для нашей современной техники… Осуществление этого, притом, от предварительных экспериментов начиная и кончая полетами на Луну, потребовало бы… меньшего количества материальных средств, нежели сооружение нескольких крупных военных судов»16. Эта работа талантливого инженера-самоучки получила высокую оценку тогдашнего авторитета в области авиации профессора В.П. Ветчинника, который писал: «Принимая во внимание, что Ю.В. Кондратюк не получил высшего образования и до всего дошел самостоятельно, можно лишь удивляться талантливости и широте взглядов русских механиков-самоучек».

Александр Игнатьевич Шагрей (надо Шаргей), бывший прапорщик царской армии, мобилизованный в 1919 году в деникинскую армию, не мог не опасаться за свою судьбу в Советской России. Его родственники и знакомые достали ему документы Юрия Васильевича Кондратюка, младшего брата учителя школы, в которой училась сестра Александра - Нина Шагрей (Шаргей). Так А.И. Шагрей (Шаргей) и прожил всю оставшуюся жизнь под фамилией Кондратюка.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что полеты в космос Ю.В. Кондратюк рассматривает как средство решения глобальных проблем, которые в обозримом будущем потребуют решения общими усилиями мирового сообщества: «Несомненно, что еще долгое время вложение средств в улучшение жизненных условий на нашей планете будет более рентабельным, нежели основание колоний вне ее… Именно в возможности в ближайшем же будущем начать по-настоящему хозяйствовать на нашей планете и следует видеть основное значение для нас в завоевании солнечной системы»17.

О том, что проекты Ю.В. Кондратюка действительно отличаются особой практической направленностью, стремлением автора максимально приблизить их к практической реализации, могут, в частности, свидетельствовать названия глав книги «Завоевание межпланетных пространств»: «Данные ракеты»; «Процесс сгорания»; «Типы траектории и требуемые ракетные скорости»; «Действие атмосферы на ракету при отправлении»; «Межпланетная база и ракетно-артиллерийское снабжение» и т.д. Книга содержит оригинальные научные расчеты, представляющие интерес для практической космонавтики.

Интересен следующий исторический эпизод, который произошел в самый трагический для СССР период противоборства в космосе. В июле 1969 года, когда космический корабль «Аполлон-11» совершил посадку на поверхность Луны, «Комсомольская правда» опубликовала статьи писателя В. Львова «Человек, который все предвидел». В ней приводилось высказывание одного из руководителей проекта «Аполлон», признававшего, что при разработке схемы полета астронавтов на Луну американцы, мягко говоря, позаимствовали идею нашего соотечественника: «Примерно пятьдесят лет назад русский инженер Кондратюк рассчитал, что схема отделения посадочного корабля от корабля-матки является лучшим способом посадки на Луну»18. В те годы идеологического противостояния на Земле и в космосе кое-кто небезуспешно эксплуатировал версию о том, что Ю.В. Кондратюк вовсе не погиб на фронте, а осенью 1941 года сбежал из ополчения к немцам и впоследствии оказался в конструкторском бюро Вернера фон Брауна. Однако сейчас есть все доказательства того, что Ю.В. Кондратюк (А.И. Шагрей (Шаргей)) погиб смертью храбрых, защищая свою Родину19. Его проекты и расчеты продолжают служить благородному делу освоения космоса на благо живущих и будущих поколений.

Пионеры космических свершений. Современная наука, техника, военное дело, политика - это результаты сложнейшей работы огромных коллективов людей, руководят которыми люди яркие, талантливые, готовые ради дела, которому они служат, на любые жертвы и лишения.

В период жесточайшего соперничества СССР и США за лидерство в космосе, пусть по формальным, рекордным достижениям, советская космонавтика развивалась не столько «под мудрым руководством партии и правительства и при всесторонней поддержке всего советского народа» - так это обычно представлялось в средствах массовой информации, сколько повседневными усилиями действительно идейного штаба космической программы - Совета главных конструкторов во главе с академиком С.П. Королевым. В Совет входили выдающиеся ученые, разработчики техники и руководители огромных коллективов инженеров, техников и рабочих, создававших удивительные виды космической техники, не имевшие аналогов в истории, - В.П. Глушко, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский, Б.Е. Черток. Это были не просто талантливые личности, пользовавшиеся огромным уважением в стране. Это были счастливые люди, которым судьба позволила претворить в жизнь вековую мечту человечества - начать практическое освоение космического пространства.

Возглавлявший Совет главных конструкторов С. П. Королев должен был «обеспечить «совместимость» талантов, готовность каждого участника работ - руководителя научной школы - подчиняться коллективному мнению, интересам комплексной программы. Чтобы непрерывно чувствовать пульс деятельности многочисленных организаций, реагировать на каждое осложнение в их работе и искать то единственное решение, которое не нарушает гармонии задуманной конструкции ракеты, главный конструктор должен был обладать выдающимися качествами ученого-организатора: умением держать тысячи людей в состоянии творческого напряжения, находить компромиссные решения, направлять коллективные усилия на решение наиболее важных в данный момент задач.

Для этого нужны были великолепная инженерная интуиция, широкий научный кругозор, сильный характер и большой авторитет. Всеми этими качествами Сергей Павлович обладал в полной мере. Но этого было недостаточно. Нужен был сильный сплоченный коллектив, нужны были верные помощники, единомышленники. Он искал людей, находил их, доверял им и умел с них спросить»20.

В работах по истории космической деятельности, написанных учеными различных стран, С.П. Королеву отводится высокое место среди выдающихся мыслителей, ученых, инженеров и организаторов национальных космических программ. Его обычно ставят в один ряд с К.Э. Циолковским, Г. Обертом, Р. Годдаром, Р.Эсно-Пельтри, В. фон Брауном. Своим творчеством С.П. Королев во многом определил магистральные тенденции начального этапа развития мировой космонавтики, его мировоззрение и гражданская позиция учитывались при определении приоритетов советской космонавтики, а его творческое наследие останется источником бесценного опыта для тех, кто будет определять развитие мировой космонавтики в XXI веке.

С.П. Королев был не только талантливым инженером, стремившимся внедрить в практику самые передовые научно-технические разработки своего времени. Он проявил себя как целеустремленный организатор и руководитель крупнейшей в истории Советского Союза научно-технической программы, создавшей надежный фундамент для отечественной и мировой космонавтики21. С.П. Королев был еще и постоянным и активным участником процессов принятия политических решений, определивших приоритеты советской космонавтики, определивших ее лидирующие позиции в мире и оказавших ощутимое воздействие на тенденции развития научно-технического и социально-экономического развития советского общества во второй половине XX века.

Творческое наследие С. П. Королева поднимается над политической и идеологической конъюнктурой того времени, когда он жил и творил. Всем своим существом оно обращено в будущее и будет достойно служить многим поколениям стран и народов. Его составляют прежде всего оригинальные инженерно-технические разработки, управленческие решения, связанные с реализацией беспрецедентных по своей сложности и масштабам космических проектов, а также документы, которые можно квалифицировать как «диалог с командно-административной системой», определивший лидирующие позиции советской космической программы. Представляют интерес также философские и мировоззренческие идеи С. П. Королева, которые развивают и детализируют наследие русской общественно-политической мысли в контексте космической деятельности. Их актуальность и притягательность в новых исторических условиях заметно возрастают. С.П. Королев разделял философско-мировоззренческие взгляды К.Э. Циолковского. При всех сложностях политической обстановки в Советском Союзе и в целом в международных отношениях, свойственной этапу истории, на котором он жил и творил, С. П. Королев связывал долгосрочные перспективы космической деятельности с прогрессом всего человечества.

Работая под жестким прессом командно-административной системы, С.П. Королев, понимая значение строжайшей дисциплины для всех участников работ по проектированию и эксплуатации сложнейших образцов ракетно-космической техники, тем не менее не позволял себе слепо следовать «указаниям сверху». Отдавая себе отчет в том, что космическая техника военного назначения жизненно необходима для обеспечения надежной обороноспособности государства, С.П. Королев активно работал над проектами межконтинентальных баллистических ракет, спутников, других видов ракетной и космической техники, способных повысить боевую мощь Вооруженных сил Советского Союза. Выполняя заказы военного ведомства, при разработке пилотируемых и беспилотных космических аппаратов он в то же самое время не оставлял мысли о космонавтике, служащей интересам науки, идеалам прогресса цивилизации, как об этом мечтал К.Э. Циолковский.

Будучи по натуре скромным человеком, С.П. Королев сторонился рекламной шумихи, воздерживался от широковещательных пропагандистских деклараций. В этом он разительно отличался от многих ученых и инженеров, занимавшихся космонавтикой в странах Западной Европы и в США. Американский исследователь Дж. Манно так пишет о перебравшемся в США после Второй мировой войны Вернере фон Брауне: «Он был знатоком в деле преувеличения военного значения его идей для того, чтобы получить доступ к огромным ресурсам военного ведомства»22.

Среди ряда зарубежных исследователей космонавтики и представителей широкой общественности бытует мнение, что советская космонавтика сумела добиться значительных успехов прежде всего потому, что руководители советской космической программы получили доступ к результатам работ немецких ученых и инженеров, создававших под руководством В. фон Брауна ракеты «Фау-1» и «Фау-2» в Пенемюнде (Восточная Пруссия). Такие оценки делают люди, не знакомые с жизнью и творческим наследием С.П. Королева и его соратников. В действительности использование немецкого опыта не дало практически ничего нового разработчикам отечественной космической техники, которые стали авторами оригинальных научных концепций и инженерных разработок и сумели успешно реализовать первые оригинальные космические проекты, использовав для этого собственные приемы проектирования и новаторские организационные формы и методы управления. Авторитетные американские историки космонавтики Ф. Ордуэй и М. Шарп в своем исследовании по истории ракетной техники в Германии, предисловие к которому написал В. фон Браун, на основании личных свидетельств немецких инженеров, работавших некоторое время в Советском Союзе под руководством С.П. Королева, делают такой недвусмысленный вывод: «Эти люди (С.П. Королев и его соратники. - Г.Х.), которым не было чему учиться у немецких специалистов в области теории, быстро освоили их методы инженерных расчетов и управленческие процедуры, а затем начали создавать свои собственные коллективы специалистов, которые создали ракеты-носители, доставившие сначала на беспилотные, а затем и пилотируемые космические аппараты на околоземные орбиты, а вслед за ними запустили научные зонды к Луне, Венере и Марсу»23.

Жизнь и творчество С.П. Королева остается великолепным примером рационального и эффективного взаимодействия талантливого ученого, руководителя науки и производства с высшим партийным и государственным руководством одной из «сверхдержав» того времени, сделавшей исследование и использование космического пространства ареной бескомпромиссного соревнования за лидерство на мировой арене. С.П. Королев обладал талантом и искусством убеждать первых лиц Советского Союза в необходимости выбора реалистичных и значимых приоритетов советской космической программы. Хотя партийные и хозяйственные руководители считали космические успехи СССР своей личной заслугой перед обществом и государством, на деле они вряд ли оказались бы столь внушительными без титанического самозабвенного труда истинного вдохновителя повседневной деятельности ракетно-космической отрасли и взаимодействовавших с ней научных учреждений, каким был С.П. Королев.

Уже после смерти С.П. Королева американская газета «Нью-Йорк таймс» писала в передовой статье: «Никита Хрущев использовал каждое советское достижение в космосе как средство укрепления своего собственного престижа, то же самое делали и его последователи. Никто из этих политиков не хотел делить космическую славу с техническим специалистом, не занимавшимся политикой, кто даже не был членом партии до 1953 года. Созданные Королевым ракеты оказались достаточно мощными, чтобы отправить на орбиту космонавтов или послать в космос фотокамеры, получившие снимки обратной стороны Луны. Однако у них не хватило мощности для того, чтобы разорвать цепи секретности, которые лишали его (С.П. Королева. - Г.Х.) при жизни заслуженных аплодисментов со стороны всех народов планеты»24.

Русский литературный критик В.Г. Белинский в свое время писал: «Кто не принадлежит Отечеству, тот не принадлежит человечеству». В самом широком смысле космическое наследие России, у истоков которого стояли К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк, многие другие выдающиеся представители российского общества, принадлежат не только тем, кто руководит сейчас государством российским и определяет ближайшие перспективы национальной космической программы. Усилиями многих россиян человечеству был открыт путь в космос, а сегодняшняя мировая космонавтика до сих пользуется их творческими идеями и техническими решениями, намного обогнавшими свое время.

Потомки возьмут все лучшее из того, что оставили им пионеры российской космонавтики, хотя и с огромным трудом, но восстановят и понесут вперед космическую славу России. Творческое наследие С.П. Королева и его соратников по советской космической программе будет еще многократно и с огромной пользой востребовано потомками.

Какими бы великолепными ни были замыслы и свершения ученых и инженеров, занимавшихся проблемами космонавтики, венцом их творчества в конце концов должен был стать полет Человека в космос. Такого Человека нужно было найти. И его нашли, выбрали из многих достойных. Ему и было доверено совершить то, о чем веками мечтали люди, пристально вглядываясь в бесконечные просторы Вселенной.

Первый полет человека в космос, положивший начало бесконечному продвижению человечества во Вселенную, несомненно относится к величайшим свершениям в истории цивилизации. Не только сам полет, но и вся яркая жизнь первого космонавта планеты неразрывно связаны с богатым творческим и культурным наследием цивилизации. Шагнув в космос, Юрий Гагарин как бы раздвинул пределы осуществимого для всех живущих на планете Земля. Реальность его подвига стала мощным стимулом для дальнейшего развития пилотируемых космических полетов. Заслуга Ю. Гагарина перед цивилизацией в том, что своим свершением он доказал реальность продвижения человечества во Вселенную, дал основания мыслителям и мечтателям верить в осуществимость самых дерзновенных замыслов, связанных с проникновением человека в космос, убедил ученых и инженеров, занимающихся проблемами космонавтики, в том, что их научный расчет может принести в обозримом будущем еще более внушительные результаты в деле исследования и использования космического пространства.

Подвит Юрия Гагарина повысил притягательность самых высоких идеалов духовности, гуманизма, культурных ценностей, которые в сочетании с профессионализмом и целеустремленностью составляют стержневое направление прогресса человечества на Земле и во Вселенной. Хотя наиболее значительные события в истории цивилизации, с которыми связывается ее восхождение к вершинам прогресса, по своему содержанию были научно-техническими, знаменовали собой расширение власти человека над природой, они неотделимы от развития духовного мира личности и культурного наследия человечества в целом.

Полет Юрия Гагарина готовился и был осуществлен в специфических политических условиях борьбы и противоборства двух антагонистических социальных систем - социализма и капитализма. Идеологические мотивы доминировали при принятии важнейших государственных решений в СССР и США, других государствах. Однако мировая общественность восприняла первый полет человека в космос, в большей степени как судьбоносное событие в истории цивилизации, чем как свидетельства авторитета и мощи государства, где был осуществлен этот полет. Военный летчик Юрий Гагарин привлек к себе внимание людей на всех континентах в большей степени как человек Земли, сумевший шагнуть во Вселенную и тем самым реально поддержать самые дерзновенные мечты многих поколений землян, стремившихся проникнуть в неизвестное. Наибольшая заслуга Ю. Гагарина перед современниками и будущими поколениями состоит в том, что он содействовал объединению людей в их стремлении к добру, гармонии, прогрессу, великой общей цели сохранения жизни на Земле и во Вселенной. Нравственно-этическая, духовная, культурная составляющая подвига первого космонавта планеты выдержала испытание временем, неразрывно связала его с прошлым и будущим цивилизации.

Вспомним миф о Дедале и Икаре. Жажда полета погубила первого сказочного обладателя крыльев. Гагарин реализовал мечту Икара, вернувшись из космоса на Землю. Знаменитый альпинист Дж. Мэллори, совершивший восхождение на Эверест, считал, что высочайшая в мире вершина должна быть покорена только потому, что она существует. Юрий Гагарин покорил первую космическую «вершину» и как бы подсказал человечеству, что покорение бесконечных просторов Вселенной - задача осуществимая. Многие энтузиасты пилотируемой экспедиции к Марсу, оценивая достижение пилотируемой космонавтики и вспоминая подвиги Дж. Мэллори и Юрия Гагарина, утверждают, что человек достигнет «красной планеты» - Марса, а затем и других планет и небесных тел лишь потому, что они есть вне Земли и влекут к себе человечество.

Имя Гагарина стоит в одном ряду с первопроходцами и первооткрывателями ранее неизведанных материков, морей и океанов, других «белых пятен» на нашей планете. Колумб и Магеллан, Афанасий Никитин и Марко Поло, Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, Роберт Пири, братья Уилбур и Оруэлл Райт и Валерий Чкалов, многие другие представители разных стран и народов, посвятившие свои жизни разгадке тайн планеты, расширению границ человеческой деятельности, вместе с первым космонавтом создали прочный фундамент для дальнейшего движения к истине, гармонии, самым высоким идеалам цивилизации.

В личности Юрия Гагарина слились в гармоничное единство многие качества, которые практически невозможно приписать отдельному государству, одной системе, конкретному типу общества или специфической идеологической доктрине. Как ни странно, именно политические, военные и идеологические последствия подвига Гагарина особенно сильно потрясли американское общество, оказали ощутимое воздействие на политических и военных руководителей, общественность многих государств планеты. Американский адмирал X. Риковер, руководитель одного из крупнейших в истории военных проектов - по созданию подводных лодок-ракетоносцев «Полярис» - писал вскоре после полета Юрия Гагарина: «Если бы советские газеты сообщили о том, что в СССР планируют направить человека в ад, наши федеральные ведомства на следующий день выступили бы с призывом: «Не допустим, чтобы нас оставили позади…»25. Американский исследователь У. Макдагл, автор вышедшей в 1985 году политической истории космического века, был вынужден признать, что полет «Востока-1» стал «мерой гениальности Королева, компетентности советских инженеров и мужества Юрия Гагарина»26.

Советские идеологи получили в свое распоряжение уникальное «сверхоружие» для воздействия на мировое общественное мнение. Выступая на Красной площади при встрече Юрия Гагарина, Н. Хрущев заявил: «Завоевание нами космоса - это замечательная веха в развитии человечества. В этой победе - новое торжество ленинских идей, подтверждение правильности марксистско-ленинского учения. В этой победе человеческого гения воплотились и нашли свое наглядное выражение славные результаты того, чего достигли народы Советского Союза в условиях, которые создала Октябрьская социалистическая революция. Этот подвиг знаменует новый взлет нашей страны в ее поступательном движении вперед, к коммунизму». Стремление унизить своего политического противника, напрямую связать выдающиеся научно-технические достижения с «преимуществами» социальной системы, существовавшей в то время в Советском Союзе, стали причиной того, что в политическом лексиконе советских лидеров появились «крылатые фразы» и метафоры, которые впоследствии обернулись против их авторов. Слова Н. Хрущева «…социализм - это и есть та надежная стартовая площадка, с которой Советский Союз запускает свои космические корабли», приобрели совершенно иной смысл после высадок американских астронавтов на Луну.

А в комментариях американской печати, последовавших сразу же за полетом Ю. Гагарина, доминировали мотивы морально-политического поражения, признания величия достижения Советского Союза в космосе со многими неблагоприятными последствиями для США и на Земле. Вот лишь одно высказывание по этому поводу из газеты «Нью-Йорк Уорлд телеграм энд сан»: «Русские осуществили ожидавшееся, они вывели на орбиту вокруг Земли человека и благополучно вернули его обратно раньше нас. Значение их достижения неизмеримо. Это - одна из величайших побед в истории науки и техники, ибо она открывает путь к изучению космического пространства, Луны, планет и когда-нибудь, возможно, даже звезд самим человеком. Американцы вправе чувствовать разочарование по поводу того, что именно Советский Союз, а не Соединенные Штаты открыл «космическую эру» три с половиной года назад, а сейчас положил начало изучению этой новой границы непосредственно самим человеком»27.

Отношение самого Юрия Гагарина к своему подвигу было в большей степени гражданским, эмоциональным, обращенным к культурно-мировоззренческим мотивам деятельности человека. Он заявил перед стартом: «Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях»28. Такое восприятие первого полета человека в космос было свойственно прежде всего ученым, деятелям культуры, представителям широкой общественности на всех континентах, не связанным напрямую с политикой. Поэтому наиболее впечатляющими были отклики на полет Ю. Гагарина творческих личностей - ученых, деятелей литературы и искусства. Вот как откликнулся на полет Ю. Гагарина французский писатель Луи Арагон: «Еще больше, чем космическая смелость, достижение, которое является достижением целого народа (если подумать о сложности подготовки к полету и о необходимости наличия высокоразвитой промышленности), меня поражает то, что деятельность человека поднялась на новую ступень. Всем показана цель. Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения?»29.

В таком же ключе реагировал на первый космический полет американский художник Рокуэлл Кент. «Далекая страна, где люди мирно работают все как один, вооруженные серпом и молотом, разорвала вековые цепи, которые приковывали человека к Земле. Прометей обрел наконец свободу… Советские друзья, ваш Юрий - не только ваш, он принадлежит всему человчеству. И дверь в космос, которую он открыл, распахнута для всех нас. Может быть, и мы войдем в нее - нужно только время. Только ли время? Нет, время и мир. Мир для того, чтобы исследовать Вселенную, которую наши советские братья открыли для нас. Мир для того, чтобы принести домой космические богатства и распределить их между всеми. Мир среди народов, мир у себя дома. Мир - и один бог ведает, как мы в этом нуждаемся, - конец нищете и страху. Мир и братство людей»30.

Оценка подвига одного человека, впервые шагнувшего в космос, как выдающегося события, определяющего общую судьбу всего человечества, восходящего к вершинам прогресса, прошла испытание временем и оказалась более привлекательной, чем краткосрочные прагматические критерии, в основе которых лежали идеологизированные принципы, которыми руководствовались высшие государственные деятели СССР и США, распространившие военно-политическое соперничество двух «сверхдержав» на космическое пространство.

Значение полета Юрия Гагарина для развития нашей цивилизации особенно велико потому, что он стал первым в истории человеком, который сумел взглянуть на планету из космоса, увидеть Землю как целостную живую систему, в которой человечество взаимодействует с биосферой. Впечатления первого космонавта положили начало воспитанию у человечества космического сознания, отличного от доминировавшего многие века геоцентрического восприятия мира. Этот - воспитательный по отношению к человечеству - аспект первого полета человека в космос можно сравнить со сменой парадигм в науке, с изменением образа мысли людей, за которым неизбежно следует переоценка самих себя, системы ценностей и уточнение содержания таких фундаментальных понятий, как смысл жизни, прогресс, гуманизм, цивилизация.

Сотрудник Института космических исследований в Принстоне (США) Ф. Уайт, изучавший восприятие космонавтами Земли из космоса и особенности их взаимодействия и обмена информацией с «остальными землянами», не побывавшими в космосе, ввел понятие «эффект сверхвзгляда», под которым понимается наблюдение планеты как целостной природной системы - колыбели жизни из космоса 31. Юрий Гагарин был первым представителем земной цивилизации, которому выпало счастье сделать шаг за пределы планеты, бросить на нее «сверхвзгляд» и убедиться в том, насколько отличаются друг от друга ее образы из какой-либо точки на поверхности Земли «изнутри атмосферы» и из космоса, откуда наша планета предстает небесным телом в бескрайних просторах Вселенной. Он стал не только первым наблюдателем Земли со стороны, но и первым толкователем своего беспрецедентного опыта. Общаясь с ним, представители различных государств, культур и религий осваивали основы космического сознания, без которого невозможно продвижение земной цивилизации во Вселенную, как невозможна и прогрессивная трансформация самой этой цивилизации и построение на планете и в космосе гармоничного, справедливого и ненасильственного общества.

Эта сторона свершения Ю. Гагарина непосредственно соприкасается с духовными ценностями человека, является источником вдохновения, стимулом дерзаний в самых различных областях материальной и духовной деятельности. И неслучайно мотивы полета в космос, проникновение в тайны природы, постижение глубин человеческого духа, красоты, гармонии и всеединства продолжают присутствовать практически во всех видах творчества народов планеты, нередко в прямой или косвенной связи с подвигом первопроходца космоса и его последователей. Становление космического сознания человечества, начало которому положил Юрий Гагарин, - процесс необратимый. Этому процессу содействует динамичное развитие культуры, нравственных идеалов и этических норм, на основе которых должна строиться совместная всесторонне обогащающая ее участников деятельность на Земле и в космосе государств и народов, составляющих современную цивилизацию. Эти нравственные идеалы и этические нормы, имеющие универсальную ценность для человечества, перешагнувшего рубеж «холодной войны» и непримиримого идеологического противоборства и вставшего на путь более тщательного согласования своих действий, последствия которых могут пагубно повлиять на судьбы биосферы и выживание мирового сообщества, укореняются в сознании человека, когда он отправляется в космический полет или осмысливает опыт тех, кто побывал в космосе.

Уникальные личные впечатления Юрия Гагарина и его последователей, первыми увидевших Землю из космоса, стали своего рода предостережениями всем тем, кто своими действиями ставит под угрозу интересы живущих и будущих поколений - будь то продолжение гонки вооружений и испытания новых видов оружия массового уничтожения, безрассудное расточительство природных ресурсов и увеличение антропогенных нагрузок на биосферу или политические акции, ведущие к национальным розням, сепаратизму, локальным конфликтам, другим формам вражды и противоборства между нациями, религиями и культурами. Оставшиеся в памяти современников мысли первого космонавта о красоте и уникальности планеты Земля - колыбели могучего разума, обязанного встать на защиту жизни, добра и гармонии «у себя дома» и во Вселенной, о необходимости объединения усилий стран и народов во имя укрепления мира, расширения взаимовыгодного сотрудничества в решении обостряющихся глобальных и региональных проблем, ставящих под угрозу выживание человечества и многообразие самой жизни на планете, бережно передаются из поколения в поколение, служат благотворной основой для развития культуры, воспроизводства духовного богатства многих народов, становления общественного сознания, достойного высокой цивилизации.

Первый полет человека в космос не только открыл первую звездную трассу во Вселенную. Это - полет в вечность, который объединил на основе величайших достижений науки и техники, культурных ценностей, духовных ориентиров и нравственных идеалов лучших представителей прошлого, настоящего и будущего земной цивилизации. Но этот полет принес также немало унижений, сомнений и даже панического страха политическому руководству и широкой общественности ведущей державы капиталистического мира - Соединенных Штатов Америки. В США было много талантливых ученых и инженеров, в том числе и выходцев из Германии и других стран, а также немало блестящих летчиков-рекордсменов. А Юрий Гагарин родился и вырос в Советском Союзе, и именно ему выпала честь стать первым космонавтом планеты.

В США не могли не думать о реванше в космосе…

Примечания

1. W. Shelton. Soviet Space Exploration: the First Decade. N.Y., 1968, p. 14.

2. Е.И. Рябчиков. Звездный путь. Второе издание. М., 1986, с. 42.

3. М. Васильев (М.В. Хвастунов). Человек идет к звездам. М., 1964, с. 52.

4. Из истории ракетной техники. М., 1964, с. 34.

5. Цит. по: Мих. Васильев (М.В. Хвастунов). Вехи космической эры. М., 1967, с. 22.

6. См., например, Г. Крамаров. На заре космонавтики. М., 1964, с.93.

7. Там же, с. 9.

8. Я.И. Перельман. Межпланетные путешествия. Петроград, 1915, c.VII-VIII.

9. Подробнее о работе московского ГИРДа и ленинградской ГДЛ смотри: Ю.А. Победоносцев. Путь в космос. М., 1962; В.П. Глушко. Ракетные двигатели ГДЛ-ОКБ. М., 1975.

10. Н.Ф. Федоров. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1995.

11. Н.Ф. Федоров. Сочинения. М., 1982.

12. Цит. по: «Вопросы философии», № 11, 1990, с. 78.

13. Н.Ф. Федоров. Собрание сочинений. Том 1. М., 1995, с. 7.

14. W. Won Brown, F. Ordway, D. Doopng. Space Travel. A History. N.Y. 1985, pp. 42-43.

15. Подробнее об инженерных расчетах Ф.А. Цандера см. Г.М. Салахутдинов. Фридрих Артурович Цандер (к 100-летию со дня рождения.) М.: Знание, 3/1987, с. 14-23, 28-39.

16. Ю. Кондратюк. Завоевание межпланетных пространств. М., 1947, с. 10.

17.Там же,с. 11-12.

18. «Комсомольская правда», 19 июля 1969 г.

19. См., например: Б.И. Романенко. Звезда Кондратюка-Шагрея. Судьба гения XX века. Калуга, 1998.

20. С.П. Королев и его дело. Свет и тени в истории космонавтики. М., 1998, с. 20.

21. Детальный анализ жизни и творчества С.П. Королева, см.: Ярослав Голованов. Королев: Факты и мифы. М., 1994.

22. Jack Manno. Arming the Heavens. The Hidden Miptary Agende for Space, 1945-1995, N.Y. 1984, p. 13.

23. F. Ordway III, M. Sharpe. The Rocket Team. Cambridge, Mass.,1982, p. 343.

24. W. Shelton. Soviet Space Program: the First Ten Years. N.Y. 1968, p. 61.

25. W.A. McDougall «…The Heavens and the Earth». A Poptical History of the Space Age. N.Y. 1985, p. 301.

26. Там же, с. 244.

27. Утро космической эры. М.,1961, с. 514

28. Наши космические пути. М.,1962, с. 21.

29. Утро космической эры… с. 463.

30. Там же, с. 513.

31. F. White. The Overview Effect. Space Exploration and the Human Evolution. Boston. 1987, p. 3.

Г. С. Хозин. ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В КОСМОСЕ (СССР - США)

Другие новости и статьи

« Увеличение денежного довольствия военнослужащим обойдется в 825 млрд рублей

Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 »

Запись создана: Четверг, 27 Октябрь 2011 в 19:03 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика