Развитие тылового образования после Русско-японской войны



Развитие тылового образования после Русско-японской войны

Интендантская академия

oboznik.ru - Развитие тылового образования после Русско-японской войны

  Часть воспитанников Интендантского курса приняла активное участие в организации тылового обеспечения войск уже в Русско-японской войне 1904 - 1905 годов. Эта война дала дальнейший толчок в развитии системы тылового обеспечения и совершенствовании подготовки офицерских кадров тыла. Она вскрыла коренные недостатки в организации материального снабжения действующей армии. В ходе войны резко возрос расход материальных средств, выявилась необходимость реорганизации тыла действующей армии, изменения системы вещевого снабжения, усиления дорожных войск, совершенствования службы военных сообщений и медицинского обеспечения. Война выявила незнание интендантским корпусом экономических возможностей театра военных действий, вскрыла слабость технико-специальной подготовки специалистов служб и организаторов тыла.

Действительно, поступление на снабжение армии технических средств тыла (походных кухонь, мукомолок, хлебопекарен, сухарных заводов, сенопрессовален, обозных мастерских и других) выдвинуло проблему подготовки категории работников тыла с высоким уровнем технических знаний. Необходимы были специалисты, как для организации эксплуатации технических средств, так и для квалифицированного замещения должностей по руководству техническими предприятиями интендантской службы, а также председателей и членов приемных комиссий, осуществлявших прием имущества от поставщиков.

С учетом опыта войны и новых требований были приняты меры по дальнейшему совершенствованию подготовки кадров военных хозяйственников. 24 февраля 1905 года утверждается «Положение об Интендантском курсе» с 3 годичным сроком обучения, с официальным отнесением такового к разряду высших военно-учебных заведений страны. В учебные планы были включены новые военно-специальные дисциплины и предусмотрено выполнение слушателями курсовых и дипломных проектов.

В 1909 году с учетом итогов Русско-японской войны 1904 - 1905 годы интендантское ведомство подвергалось ревизии сенаторской, которая пришла к выводу, как о необходимости реорганизации ведомства, так и всей системы подготовки офицерских кадров тыла.

С целью повышения тактико-тыловой подготовки интендантских кадров учебные программы курса были усилены преподаванием военных дисциплин, а Интендантский курс приказом по Военному ведомству № 541 от 22 ноября 1911 года был переименован в Интендантскую академию. Начальником академии был назначен генерал-майор П.В.Якубинский.

В Положении об интендантской академии было сказано: «Интендантская академия имеет целью доставлять офицерам вообще и гражданским чиновникам интендантского ведомства высшее специальное образование, соответствующее требованиям интендантской службы». Академия состояла из трех классов (курсов): младшего, среднего и старшего. К приему в академию допускались: офицеры всех родов войск, в чинах не ниже поручика гвардии или штабс-капитана прочих родов войск, прослуживших на действительной службе в офицерских чинах не менее трех лет и в том числе не менее двух лет в строю; гражданские чиновники, состоящие на службе по интендантскому ведомству, в чинах не выше титулярного советника, прослужившие на действительной службе в классных чинах не менее трех лет и окончившие полный курс в высших или средних гражданских учебных заведениях, или имеющие свидетельства о выдержании в оных окончательного экзамена.

Такое Положение просуществовало до 1914 года, после чего в академию имели право поступления, только обер-офицеры всех родов войск, окончившие Военные училища или юнкерские школы (по первому разряду), по выслуге лет в строю не менее шести лет. В академию принимались лица, успешно выдержавшие предварительные экзамены (в военных округах) по математике, военной администрации и по политической истории, а также основные экзамены (в академии) по математике, физике, истории, географии, военной администрации, русскому и немецкому языкам.

Основными дисциплинами в академии были следующие предметы:

1-я группа (предметы военно-административной подготовки):
основы стратегии; военное хозяйство; военная история; счетоводство, бухгалтерия и отчетность интендантского ведомства; делопроизводство в интендантских учреждениях по довольствиям (денежному, продовольственному, вещевому, квартирному, обозному и артиллерийскому); экономическая география; общая и военная статистика с военной географией; политическая экономика;
правоведение.

2-я группа (предметы технической подготовки):
технология пищевых продуктов, основы учения о питании и борьба с вредителями; технология предметов вещевого довольствия; устройство и оборудование интендантских зданий и технических заведений; химия (неорганическая, органическая и аналитическая); теоретическая механика с кратким курсом основ высшей математики и механики прикладной.

По всем отделам технических наук изучались только основы, необходимые для общего понимания технической стороны интендантского дела. В ходе учебного процесса большое внимание уделялось практическим занятиям по ведению войскового хозяйства, делопроизводству и организации довольствия действующей армии. В зимние месяцы слушатели проходили практику в интендантских учреждениях, а также на частных фабриках и заводах, производства которых имели отношение к интендантскому ведомству.

Программа обучения в академии была составлена из расчета подготовки таких специалистов, которые могли бы в равной степени обладать необходимыми знаниями как в области технологии и товароведения продовольственного и вещевого снабжения, так и в области организации тылового обеспечения войск, как в мирное время, так и в военное время (в центральном, окружном, армейском и войсковом звеньях тыла).

Академия имела библиотеку, музей, физический кабинет, а также химическую лабораторию. Руководство учебной работой и хозяйственной деятельностью начальник академии осуществлял через ученый комитет, учебную часть, профессорско-преподавательский состав, штаб-офицеров, заведующих обучением (начальников курсов), хозяйственную часть и квартирмистра.

Ежегодный набор слушателей в академию определялся потребностью военного министерства в офицерских интендантских кадрах с академическим образованием и составлял около 100 человек.

В материальном отношении слушатели обеспечивались достаточно хорошо. При зачислении на первый курс они получали жилье (или квартирные деньги). Им выдавалось специальное пособие на приобретение книг и всего необходимого для учебы в размере 140 рублей. При переводе на следующий курс на эти же цели отпускалось по 100 рублей.

При первичном производстве в офицерский чин (речь идет о гражданских чиновниках, принятых в академию) выдавалось «пособие на обзаведение» в размере 300 рублей. В целом, содержание слушателя обходилось казне в 1300 рублей. Кроме того, при убытии офицера в действующую армию семья получала специальную выплату на содержание квартиры и прислуги.

По окончании академии выпускники имели право на ношение специально установленного нагрудного знака, получали четырехмесячный отпуск с сохранением содержания и годовое жалование по обычному окладу. Окончившие академию по первому разряду, кроме того, представлялись к награждению очередными орденами*.

С 1900 по 1914 года Интендантский курс и Интендантская академия подготовили более 500 офицеров тыла. В годы Первой мировой войны академия продолжала подготовку офицеров для интендантского ведомства. Эти офицеры внесли большой вклад в организацию обеспечения войск в операциях первой мировой войны.

Создание в России Военной интендантской академии явилось прогрессивным актом. Ни в одном другом государстве такого военно-учебного заведения не существовало. Таким образом, Интендантский курс и Интендантская академия положили начало подготовке высококвалифицированных офицерских интендантских кадров тыла Русской армии.

* При награждении военными орденами также выплачивалось прибавочное жалование к денежному содеражанию

См. также:
1. Предпосылки специальной подготовки офицерских кадров для интендантских служб в Русской армии
2. Подготовка в Русской армии XIX века офицеров интендантской службы
3. Создание Интендантского курса для подготовки офицеров

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк



Другие новости и статьи

« «За целостию отпущенной к войску государственной казны»

Подготовка военно-инженерных кадров для организации движения в XVI - ХVIII веках »

Запись создана: Четверг, 22 Январь 2009 в 9:54 и находится в рубриках После Русско-японской войны, Тыл: образование и наука.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы