3 Октябрь 2018

Танк имени Сталина: история создания



31 октября 1943 года постановлением ГКО № 4479сс еще до создания опытного образца на вооружение Красной Армии был принят танк ИС-122 (ИС-2). Это был исключительный случай в истории, но поспешность в принятии Сталиным такого решения была обусловлена острой военной необходимостью.

Уже на этапе создания тяжёлого танка ИС-1 (ИС-85), и позднее, после подведения итогов Курской битвы, стало ясно, что для эффективной борьбы с новыми бронетанковыми средствами противника необходимо более мощное танковое орудие, чем даже новая 85-мм танковая пушка Д-5. На требование наркома танковой промышленности В.А. Малышева сделать технику врага на поле боя неполноценной, главный конструктор КБ завода №9 НКВ Ф.Ф. Петров предложил установить ствол пушки А-19 в тяжелый танк с применением укороченной люльки в форме цилиндрической направляющей обоймы, противооткатных устройств и подъемного механизма отработанных при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С.

Дополнительным основанием для предложения КБ завода №9 являлся опыт, наработанный при выполнении постановления ГКО №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны» от 15 апреля 1943 года. Тогда артиллерийские конструкторы разработали и изготовили опытный образец тяжелого противотанкового орудия «122-мм пушка Д-2 (А-19 облегченная)». Д-2 отличалась от 122-мм корпусной пушки А-19 образца 1931/37 года тем, что имела лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30 образца 1938 года и, следовательно, значительно сниженный боевой вес, а также малую длину и силу отката. Пушка имела литой Т-образный дульный тормоз (считалось, что такая форма дульного тормоза значительно уменьшит демаскирующий эффект при выстреле за счет направления тормозящих струй газов параллельно земле).

Пушка Д-2 удовлетворительно прошла заводские испытания, была рекомендована для принятия на вооружение, но всё же отклонена комиссией НКО из-за наличия дульного тормоза, дававшего при мощном заряде «большой демаскирующий эффект, превышающий таковой у всех известных артсистем». Предложение Петрова было горячо поддержано заместителем наркома танковой промышленности Ж.Я. Котиным, совмещавшего при этом должности директора и главного конструктора Опытного танкомоторного завода №100 НКПТ, где в это время полным ходом шли испытания танка ИС-85.

10 августа 1943 года Ж.Я. Котин послал на завод №9 официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность установки в башню танка ИС 122-мм орудия А-19. Поскольку 122-мм танковая пушка имела очень много общих узлов с серийной 85-мм Д-5 и отличалась от нее главным образом стволом и казенной частью, а башню танка переконструировать не требовалось, эскизный проект компоновки 122-мм орудия в башне танка ИС был выполнен всего за 10 дней. Несмотря на то, что военные продолжали резко протестовать против принятия на вооружение танкового орудия с дульным тормозом, В.А. Малышев поддержал проект нового танка с 122-мм пушкой, получившего обозначение ИС-122 («Объект 240») и, заручившись поддержкой Д.Ф. Устинова, доложил И.В. Сталину о его преимуществах.

Вождь счел приведённые доводы разумными и постановлением ГКО №4479сс от 31 октября 1943 года, ешё до создания опытного образца танк ИС-122 был принят на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением НКВ и заводу №9 предписывалось к 11 ноября 1943 года изготовить и предъявить на испытания стрельбой опытный образец 122-мм танковой пушки («А-19 танковая») с поршневым ручным затвором, а к 1 января 1944 года начать валовый выпуск этого орудия, оснащенного горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Техуправление ГБТУ и завод №100 к 27 ноября 1943 года должны были изготовить и испытать опытный образец ИС-122 и тогда же начать серийный выпуск этого танка.

Первый образец пушки «А-19 танковая» (А-19Т, она же «Д-2 танковая» или Д-2-5Т) с поршневым затвором и начальной скоростью снаряда 781 м/с изготовили 12 ноября — в исключительно удачную люльку 85-мм танковой пушки Д-5Т установили несколько укороченный ствол опытной пушки Д-2, снятый с лафета М-30, с дополнительной обточкой его направляющей части до диаметра люльки. Чтобы уменьшить нагрузку на танк при выстреле (дульная энергия 122-мм пушки более чем в 2 раза превышала дульную энергию 85-мм пушки), с орудия Д-2 позаимствовали и дульный тормоз.

Государственные испытания опытного танка ИС-122 (ведущий конструктор Н.Ф. Шашмурин), являвшегося по сути эталонным ИС-85 с установленным на него орудием Д-2-5Т, прошли быстро и в общем успешно, если не считать случая, когда во время первого же выстрела, Т-образный дульный тормоз пушки разорвало и, согласно широко распространенному мифу, разлетевшимися осколками едва не задело К.Е. Ворошилова, присутствовавшего при этой стрельбе. В отношении двигателя, трансмиссии, ходовой части и остального оборудования танк ИС-122 не отличался от танка ИС-85. Их скорости движения, запасы хода и способность преодолевать препятствия остались практически одинаковы (для ИС-122 некоторые из этих показателей сохранялись только при условии разворота башни орудием на корму).

Источник: opoccuu.com

Другие новости и статьи

« Изменения в системе денежного довольствия в 2006 -2011 годах

Цифровая экономика и ее технологии »

Запись создана: Среда, 3 Октябрь 2018 в 13:25 и находится в рубриках Вторая мировая война.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика