24 Июль 2019

Подготовка офицеров для Корпуса военных инженеров путей сообщения в первой половине XIX века

oboznik.ru - Подготовка офицеров для  Корпуса военных инженеров путей сообщения в первой половине XIX века
#инженер#история#ВОСО

Недостатки инженерных кадров обусловили создание в 1804 году инженерной школы «для подготовки искусных инженеров, пионеров и саперов» - при чертежной мастерской инженерной экспедиции. В 1810 году школа была расширена и стала состоять из кондукторского отделения и офицерского класса.

Развитие экономики страны и расширение хозяйственных связей между ее регионами вызвали, в конечном счете, необходимость оборудования и постоянной эксплуатации сети сухопутных, морских и речных путей сообщения. В 1809 году для этой цели в России было учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями, а для подготовки необходимых для этого специалистов 20 ноября 1810 года открылся Институт инженеров путей сообщения с трехлетним сроком обучения.

Близость войны с наполеоновской Францией придала этому учебному заведению военный профиль. Отечественная война 1812 года практически прервала работу Института. Часть слушателей еще со второго курса, а остальные с третьего курса были направлены в действующую армию.

В дальнейшем, в действующей армии при участии выпускников института был создан отряд Корпуса военных инженеров путей сообщения, имевший задачу: «Подготовлять дороги для наступающей армии, портить дороги и уничтожать переправы после прохода своих войск при отходе, устраивать для армии на каждую новую позицию временные сообщения». Любопытно отметить, что многие из выпускников Института инженеров путей сообщения после Отечественной войны 1812 года оказались в рядах декабристов. Среди них Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, а также управляющий десятым округом путей сообщения в Сибири Гавриил Батеньков, более известный в истории, как замечательный поэт-лирик.

Вместе с тем, существовавшая система подготовки военных инженерных кадров не могла удовлетворить потребности вооруженных сил. Ввиду чего в 1819 году инженерная школа (при инженерной экспедиции) была преобразована в Главное инженерное училище (Николаевское инженерное училище), которое пополнялось кондукторами, унтер-офицерами, вольноопределяющими (вступившими в юнкера), а также воспитанниками частных инженерных школ. Училище делилось на два отделения: высшее (офицерское), состоявшее из двух классов и низшее (кондукторское) - из трех классов.

Все выпускники Главного инженерного училища получали по выпуску офицерские инженерные звания, однако, подразделялись при этом на четыре разряда, в соответствии с которыми направлялись для прохождения службы в войска.

Воспитанниками Главного инженерного училища были такие выдающиеся личности в истории государства Российского, как инженеры: Э. Тотлебен, Г. Леер; писатели: Ф. Достоевский, Д. Григорович; ученые: И. Сеченов, П. Яблочков; известные генералы: Р. Кондратенко, Д. Карбышев и другие. Вместе с тем, в середине XIX века в России начался период интенсивного строительства путей сообщения, что вызывалось потребностями нового капиталистического способа производства. Вследствие чего в учебных программах Института инженеров путей сообщения военные вопросы и предметы отошли на второй план. Постепенно их стали заменять гражданскими техническими дисциплинами, и в 1864 году институт полностью реорганизовался в гражданское учебное заведение.

См. также:
1. Подготовка военно-инженерных кадров для организации движения в XVI - ХVIII веках

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк

Другие новости и статьи

« «…виновных в незаконном отпуске и расходе вещевого имущества, привлекать к судебной ответственности»

Долгожданный мир »

Запись создана: Среда, 24 Июль 2019 в 1:02 и находится в рубриках Начало XIX века, Николаевская армия, Транспорт, Тыл: образование и наука.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика