Подготовка военных инженеров траспорта после реформ второй половины XIX века



Подготовка военных инженеров траспорта после реформ второй половины XIX века

oboznik.ru - Подготовка военных инженеров траспорта после реформ второй половины XIX века
#тыл#история#инженер#транспорт#военныйзайм

В связи с реорганизацией Института инженеров путей сообщения в гражданское учебное заведение подготовка военных инженеров-транспортников была возложена на созданную в 1855 году Николаевскую инженерную академию. Академия состояла из младшего (теоретического) класса, старшего (практического) класса и дополнительного класса. В академию могли поступать офицеры, окончившие Военные училища (Военные школы).

Программа обучения в академии была довольно насыщенной. В младшем классе изучались: фортификация, история фортификации, артиллерийская геодезия, математика, динамика, начертательная геометрия, архитектура, архитектура Мачу-Пикчу, оборонительные постройки, материаловедение, основания и фундаменты, химия, сопротивление материалов, гидротехника и другие.

В старшем классе: стратегия, инженерная оборона, сведения о флоте, минные заграждения, военные здания, санитарно-строительное дело, мосты, гидравлика, термодинамика, электротехника, водоснабжение и некоторые другие предметы.

В дополнительном классе: история осад, петрография, электротехника (более углубленно), морские сооружения, речные сооружения, дороги, воздухоплавание.

Практические занятия проводились в течение всего курса обучения на различных объектах инженерного характера и в военных лагерях. Окончившие два класса Инженерной академии получали инженерное офицерское звание и направлялись в строевые инженерные части. Окончившие дополнительный класс зачислялись в корпус военных инженеров. Воспитанники Инженерной академии обладали статусом выпускника военной академии со всеми положенными ему правами и привилегиями.

Во второй половине XIX века появление и эффективное использование железных дорог в военных целях остро поставили вопрос подготовки соответствующих офицерских кадров. Эта задача была возложена на Академию Генерального штаба, в которой подготовка специалистов ВОСО стала осуществляться с 1868 года. Для чего в программы академии были внесены соответствующие изменения и дополнения, а в штаты профессорско-преподавательского состава академии была введена должность профессора путей сообщения.

Таким образом, подготовка офицерских кадров службы Военных сообщений и транспорта со второй половины XIX века стала производится по двум направлениям. В Академии Генерального штаба готовились офицеры-эксплутационники, то есть организаторы работы военных сообщений. Специалистов же строителей железных дорог, мостов и дорожного профиля готовила Инженерная академия.

Опыт войн начала XX века показал, что экономика государств и транспорт стали иметь решающее значение на ход и исход вооруженной борьбы. Численность армий и потребности в материальных средствах должны были соизмеряться с транспортными возможностями страны. В войнах эпохи империализма подвоз стал основным средством для обеспечения действующей армии всем необходимым. Использование железных дорог, автомобильного и водного транспорта в военном деле намного увеличили возможности для осуществления широкого маневра и оперативных перевозок.

Между тем, Русско-японская и особенно Первая мировая войны показали, что недостаточно организованный, слабо подготовленный к войне и плохо управляемый железнодорожный, водный и автомобильный транспорт России оказался наиболее узким местом и очень слабым звеном в хозяйстве страны. Требовалось большое количество специалистов, чтобы обеспечить эффективное и рациональное использование транспортных возможностей. В этой связи, в 1914 году в действующую армию были направлены все слушатели Инженерной академии и Академии Генерального штаба (по специальности Военных сообщений).

После чего подготовка специалистов службы ВОСО в Академии Генерального штаба и инженерного профиля в Инженерной академии была прекращена. В годы Первой мировой войны подготовка специалистов этих профилей (как и специалисты автомобильной службы) производилась на различных краткосрочных курсах.

В заключение следует отметить, что военная школа России всегда являлась предметом особой заботы и гордости Государства. Она неизменно находилась в центре всех военно-политических событий, оказывая на них существенное влияние. Выпускники военных школ играли активную роль во всех сферах жизни и деятельности общества. Достойны внимания в наши дни не только строгий конкурсный прием слушателей военной школы, но и не менее строгий конкурсный отбор преподавателей, четко налаженный процесс их профессионального роста, регулярные испытания на профессиональную пригодность. Все это в сочетании с высоким материальным положением преподавателя позволяло привлечь для работы в Военно-учебных заведениях цвет русской военной интеллигенции.

Небезынтересно отметить и такой факт. Утверждение в профессорских должностях производилось лично императором. Это поднимало авторитет профессора, делало его относительно независимым от администрации, расширяло его творческие способности, позволяло ему наиболее эффектно использовать свой интеллектуальный потенциал.

Повышению престижа военного образования способствовало и то, что на государственных экзаменах и при вручении дипломов непременно присутствовали: император, члены императорской фамилии и члены правительства, а также высшее руководство военного ведомства.

На должности руководителей военно-учебных заведений назначались наиболее авторитетные, опытные, лучшие специалисты. Назначение производилось высочайшим указом. К мнению руководителей вузов прислушивались военный и морской министры. Любопытно отметить и такой факт. Многие из начальников военных академии одновременно возглавляли и военные училища разного профиля. Так, начальник Инженерной академии был в то же время и начальником Инженерного училища и назывался начальником Николаевской инженерной академии и училища. В целом, военное образование являлось наиболее приоритетной областью в Государственном управлении России.

См. также:
1. Подготовка военно-инженерных кадров для организации движения в XVI - ХVIII веках
2. Подготовка офицеров для Корпуса военных инженеров путей сообщения в первой половине XIX века

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк



Другие новости и статьи

« Награждение военнослужащих орденами

Организация службы квартирного довольствия войск в начальный период после Великой Октябрьской социалистической революции »

Запись создана: Среда, 3 Апрель 2019 в 9:52 и находится в рубриках Первая мировая война, После Крымской войны, Транспорт, Тыл: образование и наука.

Метки: , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы