Деятельность Военно-хозяйственной академии РККА и РККФ в 1918 – 1920 годы



Деятельность Военно-хозяйственной академии РККА и РККФ в 1918 – 1920 годы

oboznik.ru - Деятельность Военно-хозяйственной академии РККА и РККФ в 1918 – 1920 годы
#историяроссии#историяармии#историятыла#интендант#РККА#армия

   В условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны требовались ускоренные темпы подготовки новых организаторов тыла и руководителей служб снабжения фронтов, армий, соединений и частей. Срок обучения в Военно-хозяйственной академии был установлен 8 месяцев. Учебным планом для слушателей ускоренного курса предусматривалось изучение военной администрации, войскового хозяйства, основ стратегии и тактики, социально-экономических дисциплин, тактики снабжения с решением практических задач интендантского довольствия, устройства складов и других специальных и военных дисциплин.

Рост численности армии и в связи с этим большая потребность в кадрах, а также сложная обстановка на фронтах гражданской войны не позволили в полном объеме изучить все предметы в соответствии с намеченной программой.

Отдельные разделы программы, главным образом, специальных дисциплин (практические занятия по вещевому довольствию, продовольственному снабжению, хранению вещевого и обозно-хозяйственного имущества и др.) слушатели изучали в вечернее время, в сапожных и портновских мастерских и на складах. По основам механики, высшей математике и иностранным языкам занятия проводились для желающих в вечернее время.

Напряженная работа профессорско-преподавательского состава и слушателей позволила сократить срок обучения с 8 до 6 месяцев, и уже в мае 1919 года академия произвела первый выпуск слушателей ускоренного курса. Воспитанники академии были направлены на различные должности в аппарат Главного начальника снабжения Красной Армии, делопроизводителями в центральные военные учреждения, заведующими хозяйством частей, начальниками снабжений бригад и заведующими интендантским снабжением дивизий.

С целью подготовки в короткий срок кадров для основных звеньев тыла, непосредственно занимающихся обеспечением войск (полк, бригада и дивизия), на Военно-хозяйственную академию была возложена задача организовать пятимесячные ускоренные курсы на 300 человек для подготовки заведующих хозяйством полков, начальников снабжений бригад и дивизий. В декабре 1919 г. Чрезвычайный уполномоченный Совета Обороны Республики по снабжению армии и флота и Центральное управление снабжения возложили на академию задачу одновременно с подготовкой слушателей на основном ускоренном восьмимесячном курсе и ускоренных пятимесячных курсах срочно организовать трехмесячные курсы военно-хозяйственных приемщиков из числа мобилизованных студентов для аппарата Чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны Республики по снабжению армии и флота (Чусоснабарма). Численность курсов приемщиков была установлена 100 человек.

В мае 1920 года академия произвела второй выпуск ускоренного восьмимесячного курса (выпущено 82 человека) и осуществила очередной набор. В июне 1920 года в академии обучались: 91 человек на восьмимесячных ускоренных курсах, 275 человек на пятимесячных курсах по подготовке заведующих хозяйством полков, начальников снабжений бригад и дивизий и 96 человек на трехмесячных курсах приемщиков. Комиссия Управления военно-учебных заведений Красной Армии, проверявшая академию в июле 1920 года, сделала вывод, что «академия стоит на правильном пути и несомненно даст Красной Армии полезных работников».

В октябре 1920 года на академию была возложена также задача подготовки работников службы продовольственного снабжения на шестимесячных курсах.

Таким образом, академия на ускоренных курсах готовила различных специалистов для работы в тылу действующей армии, в окружных и центральных органах снабжения Красной Армии.

Во второй половине 1920 года, в связи с улучшением обстановки на фронтах, Военно-хозяйственная академия РККА прекратила наборы на краткосрочные курсы и по решению РВС Республики перешла на 3-годичный срок обучения.

Наряду с Военно-хозяйственной академией Красной Армии существовала Высшая Военно-Морская финансово-хозяйственная школа, которая готовила хозяйственных и финансовых работников для флота. С целью ликвидации параллелизма в подготовке кадров Военно-хозяйственная академия в октябре 1920 года была объединена с Высшей Военно-Морской финансово-хозяйственной школой в одно высшее учебное заведение и стала называться Военно-хозяйственной академией РККА и РККФ. По штату, утвержденному 25 октября 1920 года, академия должна была насчитывать 1500 человек переменного состава.

Академия имела три факультета: 1-й - Военного снабжения; 2-й - Военно-технический и 3-й - Военно-экономический. Каждый факультет делился на 2 отдела. Факультет военного снабжения имел отделы: военных снабжений и военно-морских снабжений; военно-технический факультет - вещевой и продовольственный; военно-экономический факультет - экономический и финансовый.

Начальником объединенной академии был назначен Н.А. Сулейман, имевший большой опыт организации тылового обеспечения в первой мировой и гражданской войнах, а также опыт преподавания в военной академии. Деканом факультета военных снабжений и преподавателем по кафедре военного хозяйства являлся Н.О. Дейч, деканом Военно-технического факультета и преподавателем по кафедре Технологии пищевых средств был А.В.Наседкин, деканом Военно-экономического факультета и профессором по кафедре Военной экономики - профессор М.П.Синдеев.

В академии был установлен трехгодичный срок обучения на трех курсах - младшем, среднем и старшем. Изучению подлежали учебные дисциплины:
военные - военная администрация, основы тактики и стратегии, военная история, тактика снабжения и материальная часть оружия;
социально-экономические: - марксистко-ленинская наука, политическая экономия, экономическая география и статистика;
военно-хозяйственные: - войсковое хозяйство, общее счетоведение, интендантское, артиллерийское, военно-инженерное и санитарно-ветеринарное довольствия;
технические: - технология волокнистых веществ, технология кожи, технология пищевых средств, товароведение, холодильное дело, консервное дело, мукомольное дело, устройство складов и хранение, железнодорожный и водный транспорт, военно-обозное дело и автомобили, технология дерева и металлов, основы учения о питании и бактериологии, основы учения об одежде, гигиене и санитарии, устройство и оборудование военно-хозяйственных заведений, организация промышленных предприятий, кормовые травы и фуражное довольствие, топливо, осветительные и смазочные материалы, математика, теоретическая механика, химия, сопротивление материалов, основы строительного искусства, части машин и механизмов, двигатели и паровые котлы, электротехника.

Учебным планом отводилось 64% всего времени на лекции и 36% на практические занятия. Выделение слишком большого количества времени на лекции вызывалось отсутствием должной общеобразовательной подготовки слушателей. Одним из недостатков учебных планов академии, как отмечали начальник Главного военно-хозяйственного управления и представитель Главного Управления военно-учебных заведений, являлось то, что слишком большое внимание уделялось технологии и мало военным предметам, необходимым будущим снабженцам.

С декабря 1918 года по май 1921 года академия произвела шесть ускоренных выпусков, которые дали 947 военно-хозяйственных специалистов для Красной Армии. Кроме того, за это время она выпустила несколько сотен военных приемщиков, финансистов, экономистов и других специалистов для различных гражданских организаций.

В трудные годы иностранной военной интервенции и гражданской войны многие воспитанники бывшей Интендантской и Военно-хозяйственной академий выполняли важные задания по организации работы промышленных предприятий, оказанию помощи народному хозяйству, руководили работой центральных учреждений. Большинство выпускников ускоренных курсов направлялись в действующую армию, успешно решали задачи обеспечения и снабжения войск в самой сложной боевой обстановке.

Воспитанники Военно-хозяйственной академии воевали на всех фронтах гражданской войны, не жалея сил и самой жизни. Многие из них проявили мужество и героизм в боях за Родину. Самоотверженно сражались выпускники академии при защите Петрограда, на Восточном, Туркестанском и других фронтах гражданской войны. Напряженно, со знанием дела они выполняли также задачи по организации работы промышленных предприятий и учреждений в народном хозяйстве страны.

См. также
1. Реорганизация Интендантской академии в Военно-хозяйственную академию РККА

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк



Другие новости и статьи

« Реорганизация Интендантской академии в Военно-хозяйственную академию РККА

Формирование органов тыла Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота и частей противовоздушной обороны »

Запись создана: Суббота, 23 Февраль 2019 в 0:12 и находится в рубриках Гражданская война, Тыл: образование и наука.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы