23 Февраль 2019

Деятельность Военно-хозяйственной академии РККА и РККФ в 1918 – 1920 годы

oboznik.ru - Деятельность Военно-хозяйственной академии РККА и РККФ в 1918 – 1920 годы
#историяроссии#историяармии#историятыла#интендант#РККА#армия

   В условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны требовались ускоренные темпы подготовки новых организаторов тыла и руководителей служб снабжения фронтов, армий, соединений и частей. Срок обучения в Военно-хозяйственной академии был установлен 8 месяцев. Учебным планом для слушателей ускоренного курса предусматривалось изучение военной администрации, войскового хозяйства, основ стратегии и тактики, социально-экономических дисциплин, тактики снабжения с решением практических задач интендантского довольствия, устройства складов и других специальных и военных дисциплин.

Рост численности армии и в связи с этим большая потребность в кадрах, а также сложная обстановка на фронтах гражданской войны не позволили в полном объеме изучить все предметы в соответствии с намеченной программой.

Отдельные разделы программы, главным образом, специальных дисциплин (практические занятия по вещевому довольствию, продовольственному снабжению, хранению вещевого и обозно-хозяйственного имущества и др.) слушатели изучали в вечернее время, в сапожных и портновских мастерских и на складах. По основам механики, высшей математике и иностранным языкам занятия проводились для желающих в вечернее время.

Напряженная работа профессорско-преподавательского состава и слушателей позволила сократить срок обучения с 8 до 6 месяцев, и уже в мае 1919 года академия произвела первый выпуск слушателей ускоренного курса. Воспитанники академии были направлены на различные должности в аппарат Главного начальника снабжения Красной Армии, делопроизводителями в центральные военные учреждения, заведующими хозяйством частей, начальниками снабжений бригад и заведующими интендантским снабжением дивизий.

С целью подготовки в короткий срок кадров для основных звеньев тыла, непосредственно занимающихся обеспечением войск (полк, бригада и дивизия), на Военно-хозяйственную академию была возложена задача организовать пятимесячные ускоренные курсы на 300 человек для подготовки заведующих хозяйством полков, начальников снабжений бригад и дивизий. В декабре 1919 г. Чрезвычайный уполномоченный Совета Обороны Республики по снабжению армии и флота и Центральное управление снабжения возложили на академию задачу одновременно с подготовкой слушателей на основном ускоренном восьмимесячном курсе и ускоренных пятимесячных курсах срочно организовать трехмесячные курсы военно-хозяйственных приемщиков из числа мобилизованных студентов для аппарата Чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны Республики по снабжению армии и флота (Чусоснабарма). Численность курсов приемщиков была установлена 100 человек.

В мае 1920 года академия произвела второй выпуск ускоренного восьмимесячного курса (выпущено 82 человека) и осуществила очередной набор. В июне 1920 года в академии обучались: 91 человек на восьмимесячных ускоренных курсах, 275 человек на пятимесячных курсах по подготовке заведующих хозяйством полков, начальников снабжений бригад и дивизий и 96 человек на трехмесячных курсах приемщиков. Комиссия Управления военно-учебных заведений Красной Армии, проверявшая академию в июле 1920 года, сделала вывод, что «академия стоит на правильном пути и несомненно даст Красной Армии полезных работников».

В октябре 1920 года на академию была возложена также задача подготовки работников службы продовольственного снабжения на шестимесячных курсах.

Таким образом, академия на ускоренных курсах готовила различных специалистов для работы в тылу действующей армии, в окружных и центральных органах снабжения Красной Армии.

Во второй половине 1920 года, в связи с улучшением обстановки на фронтах, Военно-хозяйственная академия РККА прекратила наборы на краткосрочные курсы и по решению РВС Республики перешла на 3-годичный срок обучения.

Наряду с Военно-хозяйственной академией Красной Армии существовала Высшая Военно-Морская финансово-хозяйственная школа, которая готовила хозяйственных и финансовых работников для флота. С целью ликвидации параллелизма в подготовке кадров Военно-хозяйственная академия в октябре 1920 года была объединена с Высшей Военно-Морской финансово-хозяйственной школой в одно высшее учебное заведение и стала называться Военно-хозяйственной академией РККА и РККФ. По штату, утвержденному 25 октября 1920 года, академия должна была насчитывать 1500 человек переменного состава.

Академия имела три факультета: 1-й - Военного снабжения; 2-й - Военно-технический и 3-й - Военно-экономический. Каждый факультет делился на 2 отдела. Факультет военного снабжения имел отделы: военных снабжений и военно-морских снабжений; военно-технический факультет - вещевой и продовольственный; военно-экономический факультет - экономический и финансовый.

Начальником объединенной академии был назначен Н.А. Сулейман, имевший большой опыт организации тылового обеспечения в первой мировой и гражданской войнах, а также опыт преподавания в военной академии. Деканом факультета военных снабжений и преподавателем по кафедре военного хозяйства являлся Н.О. Дейч, деканом Военно-технического факультета и преподавателем по кафедре Технологии пищевых средств был А.В.Наседкин, деканом Военно-экономического факультета и профессором по кафедре Военной экономики - профессор М.П.Синдеев.

В академии был установлен трехгодичный срок обучения на трех курсах - младшем, среднем и старшем. Изучению подлежали учебные дисциплины:
военные - военная администрация, основы тактики и стратегии, военная история, тактика снабжения и материальная часть оружия;
социально-экономические: - марксистко-ленинская наука, политическая экономия, экономическая география и статистика;
военно-хозяйственные: - войсковое хозяйство, общее счетоведение, интендантское, артиллерийское, военно-инженерное и санитарно-ветеринарное довольствия;
технические: - технология волокнистых веществ, технология кожи, технология пищевых средств, товароведение, холодильное дело, консервное дело, мукомольное дело, устройство складов и хранение, железнодорожный и водный транспорт, военно-обозное дело и автомобили, технология дерева и металлов, основы учения о питании и бактериологии, основы учения об одежде, гигиене и санитарии, устройство и оборудование военно-хозяйственных заведений, организация промышленных предприятий, кормовые травы и фуражное довольствие, топливо, осветительные и смазочные материалы, математика, теоретическая механика, химия, сопротивление материалов, основы строительного искусства, части машин и механизмов, двигатели и паровые котлы, электротехника.

Учебным планом отводилось 64% всего времени на лекции и 36% на практические занятия. Выделение слишком большого количества времени на лекции вызывалось отсутствием должной общеобразовательной подготовки слушателей. Одним из недостатков учебных планов академии, как отмечали начальник Главного военно-хозяйственного управления и представитель Главного Управления военно-учебных заведений, являлось то, что слишком большое внимание уделялось технологии и мало военным предметам, необходимым будущим снабженцам.

С декабря 1918 года по май 1921 года академия произвела шесть ускоренных выпусков, которые дали 947 военно-хозяйственных специалистов для Красной Армии. Кроме того, за это время она выпустила несколько сотен военных приемщиков, финансистов, экономистов и других специалистов для различных гражданских организаций.

В трудные годы иностранной военной интервенции и гражданской войны многие воспитанники бывшей Интендантской и Военно-хозяйственной академий выполняли важные задания по организации работы промышленных предприятий, оказанию помощи народному хозяйству, руководили работой центральных учреждений. Большинство выпускников ускоренных курсов направлялись в действующую армию, успешно решали задачи обеспечения и снабжения войск в самой сложной боевой обстановке.

Воспитанники Военно-хозяйственной академии воевали на всех фронтах гражданской войны, не жалея сил и самой жизни. Многие из них проявили мужество и героизм в боях за Родину. Самоотверженно сражались выпускники академии при защите Петрограда, на Восточном, Туркестанском и других фронтах гражданской войны. Напряженно, со знанием дела они выполняли также задачи по организации работы промышленных предприятий и учреждений в народном хозяйстве страны.

См. также
1. Реорганизация Интендантской академии в Военно-хозяйственную академию РККА

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк

Другие новости и статьи

« Реорганизация Интендантской академии в Военно-хозяйственную академию РККА

Формирование органов тыла Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота и частей противовоздушной обороны »

Запись создана: Суббота, 23 Февраль 2019 в 0:12 и находится в рубриках Гражданская война, Тыл: образование и наука.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика