26 Ноябрь 2011

Тайна как элемент государственной безопасности

oboznik.ru - Тайна как элемент государственной безопасности

Государственная тайна - это правовой институт суверенного государства, надежная защита которого способствует проведению государством нeзависимой политики, отстаиванию своих интересов при решении внутригосударственных и международных проблем.
Понятием государственной тайны охватываются важнейшие сведения в сфере политических и экономических интересов государства, обороноспособности и военной безопасности. В современных условиях необходимость защиты государственных и военных интересов обусловлена рядом обстоятельств:
во-первых, постоянно увеличивается объем охраняемых государством сведений, и прежде всего в военной сфере. Осуществляется разработка новых образцов вооружения и военной техники, в систему обеспечения обороноспособности страны внедряются новые технологии;
во-вторых, остается высокой активность и изощренность спецслужб иностранных государств по добыче информации, и прежде всего сведений, составляющих государственную и военную тайну;

в-третьих, интерес к секретам уже не ограничивается рамками деятельности государственных органов (разведок) иностранных государств. Активно включились в сбор информации, чаще всего экономического характера, иностранные фирмы и другие негосударственные организации и объединения, работающие под маской экологических, гуманитарных и других учреждений;
в-четвертых, даже единичные факты утечки сведений, составляющих государственную и военную тайну, способны нанести большой ущерб государственным интересам, повлечь осложнение международных отношений, поставить государственные органы перед необходимостью перестройки системы обеспечения контроля и безопасности.
Необходимость уголовно-правовой защиты информации военного содержания вызывается тем, что нарушения установленных правил поведения в информационном пространстве способны привести к раскрытию охраняемой законом государственной и военной тайны, их разглашение может повлечь угрозу обороноспособности и безопасности государства, нанести значительный ущерб экономическим интересам страны.
На военнослужащего, как субъекта, наделенного специальным правовым статусом в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", возлагается специальная обязанность по сохранности государственной и военной тайны. В нормах же Уголовного кодекса 1996 г. этой проблеме не уделено должного внимания. В УК РФ вообще отсутствуют нормы об ответственности за разглашение сведений, составляющих военную тайну.
Недостаточная теоретическая разработка вопросов уголовно-правовой защиты государственной и военной тайны вызывает необходимость их исследования, выявления соотношений между сведениями, составляющими эти тайны, а также их взаимосвязи с нормами других отраслей права (уголовно-процессуального, административного, военного).
В связи с возможностью прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации иностранных граждан представляется необходимым и своевременным в органах государственной власти и военного управления рассмотреть вопрос о порядке допуска их к сведениям, составляющим военную тайну.
Статистика роста преступлений, связанных с разглашением государственной тайны, объективно свидетельствует о необходимости научного исследования вопросов обеспечения режима сохранности сведений, имеющих различные грифы секретности. Недостаточно определенный в настоящее время статус сведений военного характера, относимых ранее к военной тайне, влечет возможность их доступности и использования во вред интересам военной безопасности.
Правовая регламентация институтов государственной и военной тайны в различные исторические периоды развития нашего государства обеспечивала надежную их охрану.
После принятия в 1993 г. Федерального закона "О государственной тайне" часть военных сведений под грифом "секретно" перешла в категорию государственной тайны, но огромная масса сведений военного характера, с которых был снят гриф секретности, осталась без какой-либо правовой охраны. Этот факт существенно снизил режим сохранности конфиденциальных военных сведений, не подлежащих оглашению, и, как следствие этого, в 90-х гг. по стране прокатилась волна шпионских скандалов. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г., в отличие от УК РСФСР 1960 г., не содержит нормы об ответственности за разглашение военной тайны либо утрату документов, содержащих сведения, составляющие военную тайну; такое положение отрицательно сказывается на сохранности документов, имеющих непосредственное отношение к жизнедеятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Общественная опасность разглашения государственной тайны либо утраты военнослужащими документов, содержащих государственную тайну, обусловлена, прежде всего, нарушением установленного в Вооруженных Силах Российской Федерации режима обеспечения секретности, а также установленного порядка прохождения военной службы и, как дополнительный фактор, возможностью использования этих документов в ущерб обороноспособности и безопасности государства.
Строгое и неуклонное соблюдение установленных правил обращения с документами, содержащими государственную и военную тайну, - важнейшая обязанность всех военнослужащих, давших присягу на верность своему Отечеству.
В целях приведения в соответствие положений, раскрывающих содержание государственной и военной тайны в федеральных законах, нормативных актах органов военного управления, представляется целесообразным на с учетом отечественной и зарубежной практики внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства:
во-первых, внести уточнения в Федеральный закон "О государственной тайне". В частности, дополнить раздел 2 Перечнем сведений военного характера, не подлежащих оглашению, и изложить его в следующей редакции: "Перечень сведений, составляющих государственную и военную тайну", а также дополнить раздел 6 нормами об охране указанных сведений и изложить его в следующей редакции: "Защита государственной и военной тайны";
во-вторых, внести изменения в Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". В частности, раздел 1 изложить в следующей редакции: "Сведения военного характера, доступ к которым ограничен центральными органами военного управления в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне".
Представляется также целесообразным ввести в УК РФ дополнительную норму, которая бы охраняла военные сведения, не относящиеся к государственной тайне, но не подлежащие оглашению в силу своей значимости и конфиденциальности. Уголовная ответственность за разглашение сведений военного характера, не подлежащих оглашению, но не являющихся государственной тайной, должна наступать в рамках специальной статьи, введенной в гл. 33 УК РФ.
В УПК РФ необходимо предусмотреть основания и пределы получения информации, составляющей предмет государственной или военной тайны, а также уголовно-правовые средства ее защиты, гарантирующие соблюдение прав и обязанностей участников уголовного процесса.

Слободанюк И.А.

 

Другие новости и статьи

« Организационно-правовые основы государственного управления тылом и снабжением русской армии (XIV - начало ХХ века)

Министерство обороны РФ рассказало о закупках авиатехники в 2012 году »

Запись создана: Суббота, 26 Ноябрь 2011 в 7:18 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика