6 Декабрь 2011

Изменения в правовом регулировании возмещения вреда военнослужащим

oboznik.ru - Изменения в правовом регулировании возмещения вреда военнослужащим

При исполнении служебных обязанностей - как правило, во время военных действий, вооруженных конфликтов - жизнь и здоровье военнослужащих часто подвергаются опасности. В результате военнослужащий может получить ранение, травму, увечье и тогда не способен продолжать военную службу. Государство предусмотрело для таких лиц право на возмещение вреда, нанесенного здоровью, но иногда за защитой этого права бывшие военные вынуждены обращаться в суд. В данной статье рассмотрим Постановление КС РФ от 17.05.2011 N 8-П, которым были признаны не соответствующими Конституции РФ некоторые положения законов, устанавливающих институты страхования жизни и здоровья военнослужащих и выплаты им пособий в счет возмещения вреда.

Общие нормы по защите жизни и здоровья граждан установлены Конституцией РФ. Нормы, регламентирующие конкретные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, порядок их предоставления изложены в федеральных законах от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Закон N 52-ФЗ), а также в иных нормативных правовых актах.
Военнослужащие - это лица, проходящие военную службу по контракту или по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе". По контракту военную службу могут проходить офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы. По призыву военную службу проходят сержанты, старшины, солдаты и матросы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ст. 2 Закона N 76-ФЗ).

Государственное страхование и страховые случаи

В силу ст. 18 Закона N 76-ФЗ военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета (п. 1). В том числе при увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере:
- 60 окладов денежного содержания - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, гражданам, призванным на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов;
- 60 месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для лиц, проходящих военную службу по контракту, - военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Кроме этого, согласно п. 2 ст. 1 Закона N 52-ФЗ обязательному государственному страхованию подлежит жизнь и здоровье военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы. Указанные лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или их окончания, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболеваний, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов при наступлении следующих страховых случаев, перечисленных в ст. 4 Закона N 52-ФЗ:
- гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Страховыми случаями также являются:
- получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
- увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

Лица, имеющие право на получение страховых сумм. Размер выплат

Отметим, что право на получение страховых сумм в первую очередь имеет само застрахованное лицо, а в случае его гибели:
- супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
- родители (усыновители) застрахованного лица;
- дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет;
- отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет;
- дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;
- подопечные застрахованного лица.
Что касается размера страховых сумм, в силу п. 1 ст. 5 Закона N 52-ФЗ в отношении военнослужащего, проходящего военную службу:
- по контракту (или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица), - размер определяется исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания военнослужащего или указанного лица;
- по призыву, - он определяется исходя из оклада, установленного для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности и имеющего воинское звание, которые аналогичны воинской должности и воинскому званию военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховки. Размер страховой суммы зависит от страхового случая. Так, в случае:
- гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, - 25 окладов каждому выгодоприобретателю;
- установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов: инвалиду I группы - 75 окладов, II группы - 50 окладов, III группы - 25;
- получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов;
- увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов, - 5 окладов.

Обратите внимание! Если в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или их окончания застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством окладов, причитающихся по вновь установленной группе инвалидности, и количеством окладов, причитающихся по прежней группе инвалидности.

Конституционный суд защитил права военнослужащих

А теперь рассмотрим, какие несоответствия в законодательстве по вопросам возмещения вреда военнослужащим-инвалидам были выявлены Конституционным судом.
Поводом к этому явились жалобы граждан А.П. Кузьменко и А.В. Орлова и запрос Избербашского городского суда Республики Дагестан, которые были объединены в одно производство.
Суд установил: граждане А.П. Кузьменко, А.В. Орлов и М.Г. Магомедов, по иску которого был сделан запрос Избербашского городского суда, являются бывшими военнослужащими и инвалидами вследствие военной травмы, полученной при исполнении военных обязанностей. Всем им была назначена пенсия по инвалидности. Указанные лица обращались в соответствующие суды с требованиями о возмещении вреда, причиненного здоровью, в виде ежемесячных выплат. Но всем им было отказано.
На основании жалоб предметом рассмотрения Конституционного суда стали п. 1 и абз. 1, 2 п. 3 ст. 18 Закона N 76-ФЗ, ст. 5 Закона N 52-ФЗ и ст. 1084 ГК РФ в их взаимосвязи как служащие основанием для определения объема возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставшими инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии противоправных действий государственных органов и их должностных лиц (ст. 1084 ГК РФ предусмотрено установление правил возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан при исполнении обязанностей военной службы, согласно гл. 59 ГК РФ).
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7), гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 19), достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21), каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), а также право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41).
Приведенные положения Конституции РФ обязывают государство разработать эффективный организационно-правовой механизм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в связи с исполнением им служебных обязанностей, включая обязанности военной службы, которую граждане РФ несут в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ). При этом необходимо использовать все средства - добровольное страхование, возмещение вреда, государственное страхование, социальное обеспечение и др.
Военная служба, как указал Конституционный суд в Постановлении от 26.12.2002 N 17-П, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование их жизни и здоровья, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, предназначение которых - максимально компенсировать последствия изменения материального и социального статуса военнослужащего, обеспечив уровень возмещения вреда, соразмерный денежному довольствию, которое он получал на момент увольнения с военной службы.
Во исполнение предписания п. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства ст. 18 Закона N 76-ФЗ предусмотрено обязательное государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета, а условия и порядок его осуществления определены Законом N 52-ФЗ.
К числу страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования названный Закон N 52-ФЗ относит установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и предусматривает порядок определения размеров страховых сумм в зависимости от установленной группы инвалидности, а также их корректировку в случае изменения группы инвалидности при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы, а также размер выплат застрахованному лицу, получившему в период прохождения военной службы тяжелое или легкое увечье (ранение, травму, контузию).
На основании положений ст. 18 Закона N 76-ФЗ и ст. 5 Закона N 52-ФЗ Конституционный суд сделал такие выводы:
- получение военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, страховых сумм по обязательному страхованию при досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) не препятствует предоставлению им других денежных выплат и иных видов компенсаций, имеющих целью возмещение вреда здоровью, в частности, единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, и данная выплата (как уже было сказано в Постановлении КС РФ от 20.10.2010 N 18-П, далее - Постановление N 18-П) представляет собой дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах;
- единовременные выплаты, предусмотренные названными федеральными законами, предоставляются военнослужащим независимо от пенсии по инвалидности, назначаемой и выплачиваемой на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1*(1). Поскольку пенсия по государственному пенсионному обеспечению в силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода), то пенсия по инвалидности, соответственно, имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных военнослужащих, ставших инвалидами, и призвана восполнить утраченный ими в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы заработок (денежное содержание).
Кроме того, таким военнослужащим Законом N 76-ФЗ предоставляются иные меры социальной защиты - санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно, а Указом Президента РФ от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" с 01.09.2005 для граждан РФ, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, введено дополнительно к пенсиям и другим выплатам ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 000 руб.
Также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на льготы по медицинскому обслуживанию, предоставлению и использованию отпусков, зачислению в образовательные учреждения профессионального образования и стипендиальному обеспечению, а также на внеочередную установку квартирного телефона и внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому*(2).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы. Положения п. 1 и абз. 1, 2 п. 3 ст. 18 Закона N 76-ФЗ являются лишь элементами данного публично-правового механизма и не предполагают, что возмещение вреда, причиненного здоровью указанных военнослужащих, может сводиться только к выплате страховых сумм и единовременного пособия. Кроме этого, указанные положения во взаимосвязи со ст. 5 Закона N 52-ФЗ имеют целью обеспечение в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих - инвалидов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, осуществления гарантированных им Конституцией РФ прав и компенсации последствий изменения их материального и социального статуса.
Но при этом выплачиваемые данной категории граждан наряду со специальным пенсионным обеспечением страховые суммы и единовременные пособия восполняют утраченный заработок лишь в течение непродолжительного периода (25-75 месяцев), тогда как полная или частичная утрата военнослужащим трудоспособности, вызванная увечьем (ранением, травмой, контузией), носит долговременный, как правило, пожизненный характер. Следовательно, действующий публично-правовой механизм возмещения вреда военнослужащим, получившим увечье (ранение, травму, контузию) и уволенным по состоянию здоровья в связи с невозможностью продолжения военной службы, не исключает случаев, когда причитающиеся им выплаты (в том числе пенсия по инвалидности, выплаты в рамках системы социальной защиты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию) не компенсируют в надлежащем объеме материальные потери, связанные с невозможностью продолжения военной службы, то есть непосредственно не гарантируют адекватное возмещение утраченного заработка (денежного довольствия).
Что касается возмещения вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, который возмещается по правилам гл. 59 ГК РФ (ст. 1084 ГК РФ), то, как было указано в Постановлении N 18-П, обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке гл. 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда. Данная статья не может рассматриваться судом как нарушающая права этой категории граждан, гарантированные Конституцией РФ, поскольку все военнослужащие имеют равную с другими гражданами возможность возмещения вреда в гражданско-правовом порядке.
Исходя из изложенного, Конституционный суд постановил признать п. 1 и абз. 1, 2 п. 3 ст. 18 Закона N 76-ФЗ и ст. 5 Закона N 52-ФЗ не соответствующими ч. 2 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 и ч. 1, 2 ст. 59 Конституции РФ в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.

К сведению. Решение (постановление, определение) Конституционного суда окончательно и не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения либо со дня опубликования в "Собрании законодательства Российской Федерации", иных изданиях. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Нормы, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

В данном постановлении Конституционный суд предписал федеральному законодателю не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование поправки с целью совершенствования публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.
Дела граждан Кузьменко А.П. и Орлова А.В. подлежат пересмотру исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным судом в Постановлении от 17.05.2011 N 8-П.

И.Г. Силко,
эксперт журнала "Отдел кадров бюджетного учреждения"

"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 7, июль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

*(2) Статья 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Другие новости и статьи

« Знакомьтесь - новая методичка инспекторов ПФР

Учебный отпуск военнослужащим »

Запись создана: Вторник, 6 Декабрь 2011 в 11:24 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, Медицинское обеспечение, Новости, Современность, Финансовое.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика