Подготовка специалистов транспорта после Гражданской войны до 1932 года
Подготовка специалистов транспорта в первые послевоенные годы осуществлялась на факультете Военных сообщений Военно-инженерной академии, которая в 1921/22 учебном году перешла на 4 - летний срок обучения. С этого периода факультет получил новую целевую установку: готовить военных специалистов, способных выполнять задачи военно-транспортного строительства, руководить военными перевозками и военно-технической деятельностью в области путей сообщения. Начальником факультета был назначен профессор А.А. Саткевич, начальником учебной части - военный инженер Л.В. Новиков. Специальные транспортные дисциплины были объединены в четыре основные группы: служба военных сообщений, куда входила и служба тыла; устройство и сооружение железных дорог и шоссе с проектами по постройке дорог и постройке железнодорожного узла; эксплуатация железных дорог; водные сообщения. Подготовка завершалась разработкой дипломной схемы по специальности.
При проведении военной реформы решением Совета Народных Комиссаров РСФСР (23 апреля 1925 года) факультет Военных сообщений в Военно-инженерной академии закрывался. Для подготовки военных специалистов по службе военных сообщений учреждалась отделение ВОСО при Ленинградском институте инженеров путей сообщения. Начальником отделения был назначен профессор Н.А. Данилов, его помощником и зав. научно-исследовательской лаборатории - бывший начальник учебной части факультета ВОСО Военно-инженерной академии Л.В. Новиков. Первый курс был сформирован из 12 слушателей нового приема, имевших большой практический опыт по службе в железнодорожных частях и в органах военных сообщений. Второй и третий курсы были укомплектованы из слушателей факультета ВОСО Военно-инженерной академии, а четвертый - из окончивших курс обучения в этой же академии.
Учебные занятия начались в сентябре 1925 года на всех курсах отделения. Занятия со слушателями проводили профессора Б.Г. Галеркин, Г.П. Поредерий, Н.М. Беляев, Н.М. Гюнтер, А.А. Сурин, Е.Я. Яковлев, А.А. Саткевич, Д.Я. Акимов-Перетц, В.В. Яковлев, Г.Л. Кононов и другие.
Большой личный вклад в учебный процесс и в разработку уставов, наставлений и положений по службе, а также подготовку органов и войск военных сообщений внесен начальником отделения военных сообщений профессором Н.А. Даниловым. В разработке наставлений по мостам и переправам принимали участие Л.В. Новиков и С.В. Завацкий, в разработке положений по автоперевозкам - П.И. Козловский. Они же руководили в последующем испытаниями автодорог и мостов. Результат этих испытаний послужил основой создания в 1931 году новых технических условий для постройки автогужевых дорог и разработки специальных требований к автодорогам оборонного значения.

Отделение военных сообщений произвело семь выпусков специалистов широкого профиля, однако ограниченное количество (по 10-15 человек в выпуске) не обеспечивало фактических потребностей. В связи с этим в годы технического перевооружения Красной Армии, когда резко возросла потребность в командных и инженерных кадрах транспорта постановлением Реввоенсовета СССР (декабрь 1930 года) численность отделения ВОСО была увеличена до 225 слушателей, а их подготовка организована по трем специальностям: железнодорожно-эксплуатационной, строительной и механической. При отделении были открыты 9 месячные курсы усовершенствования командно-инженерного состава и факультет военных инженеров узкой специализации (ФВИУС) численностью 55 человек с 2-летним сроком обучения. С этого времени вместо подготовки по единому профилю начинается подготовка по специальностям всех видов транспорта.
Осенью 1931 года приказом Народного комиссара по военным и морским делам отделение ВОСО было реорганизовано в Военно-транспортный факультет Ленинградского института инженеров путей сообщения с соответствующим аппаратом управления, самостоятельной хозяйственной частью и основными военно-специальными кафедрами. Начальником факультета назначен Б.Н. Кондратьев, комиссаром - К.Э. Славянский.
Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк
Другие новости и статьи
« Деятельность Военно-транспортной академии в 1932 – 1938 годах
ВУС: служба сменит направление »
Запись создана: Понедельник, 6 Апрель 2020 в 0:40 и находится в рубриках Межвоенный период, Тыл: образование и наука.
метки: инженер, ВОСО, академия, подготовка, дороги, факультет, учеба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика