Деятельность Военно-транспортной академии в 1932 – 1938 годах
Военно-транспортная академия, созданная в 1932 году в г. Москве, летом 1935 года переживает первую реорганизацию. Расформировывается Механический факультет с передачей слушателей на факультеты: Железнодорожный и Автодорожный. Исключение было сделано только для слушателей двух старших курсов, которые заканчивали академию в 1936 - 1937 годы по профилю бывшего Механического факультета, а также для слушателей отделения 3-го курса ремонтной специальности, которые завершали обучение в академии в 1938 году. В этом же году был прекращен прием на гидротехническую специальность Водного факультета и на отделение военных инженеров узкой специализации.
В августе 1936 года происходят очередные изменения в организационно-штатной структуре: вместо шести факультетов созданы два - командный и путей сообщения, включающий железнодорожные специальности бывших инженерных факультетов. На командном факультете готовились командные кадры транспорта широкого профиля со сроком обучения 3 года. На факультете путей сообщения готовились инженеры по четырем специальностям: железнодорожной, мостовой, автодорожной и водной. Срок обучения на этом факультете устанавливался 5 лет и 2 месяца.
Претерпели изменения и учебные планы обучения слушателей. Так, во всех учебных планах был повышен удельный вес специальных дисциплин. Общее количество дисциплин было сокращено за счет исключения предметов физико-математического и общетехнического цикла.
В 1937 году Командный факультет преобразован в Инженерно-командный со сроком обучения 4 года 8 месяцев. Дальнейшая реорганизация академии будет осуществлена после передислокации академии в Ленинград.
Среди кафедр, осуществляющих профильную подготовку специалистов транспорта, в качестве ведущих в академии неизменно оставались: кафедра Военных сообщений; кафедра Эксплуатации автомобильного транспорта; кафедра Дорожное дело.
Руководство кафедрой Военных сообщений продолжительное время (1932 - 1937 годы) сосредоточивалось в руках Начальника военных сообщений Красной Армии комкора Аппога Э.Ф., в подчинении, которого находилась и сама Военно-транспортная академия.
Кафедра готовила командиров в войска, органы военных сообщений и ответственных работников транспортных Наркоматов, которые должны были возглавлять оборонные предприятия на транспорте. Поэтому в 1937 - 1938 годах были приняты действенные меры к дальнейшему укреплению кафедры Военных сообщений. Произошло объединение кафедры Военных сообщений с кафедрой Тыла и ведения операций (ее промежуточное название в 1938 году - «Военных сообщений и организации службы тыла»; последующее в 1939 году - кафедра «Ведение операций тыла и военных сообщений»).
Автодорожный факультет, как известно, имел и функцию подготовки военных инженеров-автомобилистов эксплуатационно-ремонтной специальности. Задача формирования специалистов более узкого профиля стояла перед вновь созданной кафедрой «Эксплуатации автомобильного транспорта». Кафедра состояла из трех преподавателей и трех лаборантов. Начальником кафедры по совместительству в 1933 году был профессор Муратов А.А., а затем профессор Ветчинкин Н.С.
В 1934 году кафедру возглавил инженер 1 ранга П.И Козловский. Под его руководством кафедра вела дисциплины: «Эксплуатация автотранспорта и гаражи» - 822 часа; «Горюче-смазочные материалы и резина» - 94 часа; «Автомобильные и тракторные перевозки»-150 часов.
Кафедру «Устройство автотранспорта» возглавил вначале профессор В.И. Сороко-Новицкий (1932-1933 годы), затем профессор И.В.Грибов (с 1933 года). Занятие на кафедре в аналогичном составе (трех преподавателей и 3 лаборантов) проводились по двум дисциплинам: «Устройство автомобилей и тракторов» - 637 часов; «Ремонт и организация ремонта» - 120 часов.
Подготовка кадров для автомобильной службы в академии была продолжена и после ее реорганизации в 1936 году. По приказу НКО N 211 от 1 сентября 36 года Автодорожный факультет был преобразован в автодорожное отделение при факультете Путей сообщения. Две его специальные кафедры объединены в одну кафедру «Устройство и эксплуатация автотранспорта», которую возглавил военный инженер 1 ранга П.И. Козловский.
Результаты теоретической подготовки слушателей проверялись в ходе производственной практики в гаражах и на авторемонтных заводах г. Москвы, а также на Чуйском, Тункинском, Княжнинском и Чуньузянском трактах. Особая роль отводилась учениям по перевозке войск. Так, в 1936 году были проведены два общеармейских учения. На учениях в районе г. Харькова отрабатывались автомобильные перевозки войск во взаимодействии с дорожной службой и организация их снабжения. В Московском военном округе осуществлена перевозка Московской пролетарской дивизии на 500 км, где слушатели академии приобретали практические навыки по организации работы автотранспорта, технического обслуживания и ремонта автомобилей в должностях помощника или дублера соответствующего начальника.
За период с 1933 по 1937 год закончили курс обучения и получили звание военного инженера-автомобилиста 23 выпускника академии.
Производственная практика слушателей автодорожного факультета проводилась в строительных организациях, работавших в 1934 года на реконструкции шоссейных дорог московского узла, в 1935 году - на строительстве дороги Хабаровск-Владивосток, в течение 5 месяцев 1936г - на изыскании и строительстве автомагистрали Москва-Минск.
Ряд военных инженеров, закончивших академию по дорожно-строительной специальности в 1936-1938 годы, в дальнейшем занимали руководящие должности в органах дорожной службы. Таким образом, с созданием Военно-транспортной академии в Москве обучение и воспитание слушателей стало осуществляться в самостоятельном специальном вузе, структура факультетов и кафедр которого постоянно совершенствовалась.
Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк
Другие новости и статьи
« Развитие тылового образования после Русско-японской войны
Подготовка специалистов транспорта после Гражданской войны до 1932 года »
Запись создана: Понедельник, 6 Апрель 2020 в 0:31 и находится в рубриках Межвоенный период, Тыл: образование и наука.
метки: инженер, ВОСО, академия, подготовка, дорожник, факультет, учеба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика