13 Ноябрь 2020

Развитие Военно-транспортной академии после перевода ее в г. Ленинград (1938 – 1941 гг.)

oboznik.ru - Развитие Военно-транспортной академии после перевода ее в г. Ленинград (1938 – 1941 гг.)
#ВТА#ВАТТ#история

   Новые изменения в Положении Военно-транспортной академии были связаны с ее передислокацией из Москвы в Ленинград по решению Совета Труда и Обороны СССР от 7 февраля 1938 года. К 1 апреля переезд был завершен. Академия разместилась в здании бывшей Военно-политической академии на Тучковой набережной, 2 (ныне наб. Адмирала Макарова, 8).

Организация учебного процесса в Ленинграде осуществлялась в условиях большого некомплекта профессорско-преподавательского состава (80% преподавателей осталось в Москве) и слабого развития учебно-лабораторной базы. Учебные кабинеты и лаборатории на всех кафедрах развертывались ускоренными темпами, работы велись днем и ночью. Первыми в учебный процесс были включены кабинеты дорожного дела, станций и узлов, геодезии. В середине апреля начали действовать кабинеты эксплуатации водного транспорта, мостов, военных сообщений, теоретической механики; лаборатории химии, физики и технологии строительных материалов. К концу августа вся первоочередная учебно-лабораторная база академии была готова.

В короткие сроки были пополнены ряды профессорско-преподавательского состава академии. На кафедры пришли опытные, широко известные профессора С.А. Богомолов, А.А. Стожаров, А.В. Граур, Н.К. Снитко, К.Ф. Огородников, М.Е. Протодьяконов, В.К. Качурин, Н.Ф. Лютц, В.Ю. Гиттис, В.В. Охотин, Е.Б. Лопухин, А.А. Калерт и другие. Такое пополнение организационно укрепило кафедры и создавало благоприятные условия для творческой учебной и научной работы в академии.

Негативное влияние на не устоявшуюся жизнь академии оказала прокатившаяся в 1937-1938 годах волна репрессий, унеся из ее стен ряд талантливых работников. В их числе в расцвете творческих сил и энергии стал безвинной жертвой культа личности начальник академии С.А. Пугачев. После него начальником академии был назначен генерал-майор технических войск В.М. Филичкин, комиссаром академии был утвержден воспитанник Военно-транспортной академии полковник Степанов С.А., который в 1938 году был назначен заместителем Наркома водного транспорта, а в годы Великой Отечественной войны - заместителем Начальника военных сообщений Красной Армии.

В 1939 году академия подверглась очередной реорганизации. Вместо Инженерно-командного и Инженерно-эксплуатационного факультетов создается факультет Военных сообщений. Автодорожная специальность выделялась из Инженерно-строительного факультета в самостоятельный факультет Автотранспортной и дорожной службы, а в составе Инженерно-строительного факультета создавалась вновь механическая специальность. В итоге образованы три основных факультета: Военных сообщений; Путей сообщения; Автотранспортной и дорожной службы с продолжительностью обучения 4 года 8 месяцев, а также заочный и вечерний факультеты, курсы усовершенствования комсостава запаса.

Проведенные мероприятия по расширению академии способствовали дальнейшему повышению качества подготовки слушателей и более полному укомплектованию транспортных служб Красной Армии и народного хозяйства страны высококвалифицированными командирами и инженерными кадрами.

В предвоенные годы личный состав академии вносил большой вклад в развитие и совершенствование железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Преподаватели и слушатели принимали непосредственное участие в строительстве саратовского железнодорожного моста через Волгу и автомагистрали Москва-Минск, в проектировании и изыскании железных дорог на Дальнем Востоке и в Белоруссии.

В период боевых действий на р. Халхин-Гол в академии была сформирована инженерно-техническая экспедиция для срочного изыскания железной дороги на территории Монгольской Народной Республики. В самый короткий срок изыскание железнодорожной линии Борзя-Баянь-Тюмень протяженностью более 300 км с развертыванием строительных работ было произведено экспедицией под руководством военинженера 2 ранга Я.М. Чернявского и майора В.К. Кукуричкина. Все работы были выполнены с оценкой «отлично».

В сентябре 1939 года в ходе освободительного похода советских войск в Западную Белоруссию и Западную Украину принимали активное участие преподаватели и слушатели факультета Военных сообщений. Так, комбригу Танскому Д.И. было поручено руководить воинскими перевозками в составе Белорусского фронта. Бригадный инженер Высотский Г.Н. обследовал дороги в полосах действий Белорусского и Украинского фронтов.

В ходе Советско-финляндской войны (1939-1940 годы) академия направила в действующие войска около 200 слушателей и более 50 преподавателей и адъюнктов. Подавляющее большинство из них были назначены на должности в штабах, управлениях, учреждениях, соединениях и частях фронта и армий, участвовали в боевых действиях до последнего дня. Многие участники войны были награждены орденами и медалями СССР. Некоторые из участников боев в Финляндии погибли смертью героев. Среди них воентехник 1 ранга А.Б. Петаев, военинженер 3 ранга Д.А. Петровский и другие.

В оставшееся предвоенное время Военно-транспортная академия продолжала напряженную работу по подготовке командиров и инженеров транспорта. Она в значительной мере укрепила профессорско-преподавательский коллектив, усовершенствовала материально-техническую базу, улучшила условия размещения и быта личного состава. Большая работа была проведена в предвоенном 1940 году по отбору кандидатов и укомплектованию первых курсов. На факультеты зачислялись в первую очередь кандидаты-фронтовики. Так, на факультет Автотранспортной и дорожной службы были приняты Герои Советского Союза И.П. Аляев и К.С. Симонян.

К началу 1940/41 учебного года Военно-транспортная академия была полностью готова развернуть расширенную подготовку командно-инженерных кадров для всех служб транспорта.

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк

Другие новости и статьи

« Приказ по итогам боев на оз Хасан и о снятии маршала В.К. Блюхера

Санитарная служба в 30-е годы перед советско-финляндской войной »

Запись создана: Пятница, 13 Ноябрь 2020 в 0:08 и находится в рубриках Межвоенный период, Тыл: образование и наука.

метки: , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика