1 Март 2009

Военная транспортная академия в первые месяцы войны (1941 г.)

oboznik.ru - Военная транспортная академия в первые месяцы войны (1941 г.)

   В военной обстановке Военно-транспортная академия должна была срочно направить часть личного состава в действующую армию и обеспечить подготовку инженеров в более короткие сроки по новым, переработанным учебным планам и программам. Предусматривалось до 31 декабря 1942 года выпустить из академии вторые-пятые курсы. Фактически пятый курс был откомандирован в действующую армию в начале июля 1941 года с выдачей дипломов об окончании академии.

В это же время в действующую армию была откомандирована большая группа руководящего и профессорско-преподавательского состава академии.

Начальник кафедры Военных сообщений бригадный инженер Г.Н. Высотский, комбриг Д.И. Танский и военинженер 1 ранга Г.М. Иосифов были назначены уполномоченными Генерального штаба Красной Армии на важнейшие железнодорожные узлы; полковник Н.Пунин утвержден заместителем начальника военных сообщений Северного флота. Старший преподаватель подполковник А.Л. Матвиевский возглавил автотранспортную и дорожную службу 55-й Армии Ленинградского фронта, а в последующем - АВТУ Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов.

Начальник автомобильной специальности подполковник С.М. Чемерис был назначен начальником правления автотранспортной и дорожной службы Западного, а затем 3-го Белорусского фронта; военинженер 2 ранга И.Н. Вячеславов - заместителем начальника дорожного управления Ленинградского фронта; полковник И.Г. Морозов - начальником дорожного отдела 23-й армии. Убывший накануне войны в распоряжении Ленинградского военного округа старший преподаватель кафедры Тактики полковник Г.К. Козлов назначен начальником оперативного отдела штаба 7-й армии, а в 1943-1945 годах в звании генерал-лейтенанта он командовал 19-й армией. Должности командиров дорожно-комендантских участков и Управления военно-автомобильной дороги Москва-Ленинград были полностью замещены офицерами академии, в их числе В.М. Тихонов, В.Ф. Доронин, П.Ф. Казаков, А.И. Зотиков, К.К. Волков, Н.Д. Тапилин, Л.Д. Чернолуцкий и др.

Преподаватели кафедры «Дорожное дело» (начальник кафедры - бригинженер Л.В.Новиков) оказали значительную помощь в строительстве базовых и полевых аэродромов в окрестностях Ленинграда.

Помимо этого преподавательский состав академии принимал активное участие в подготовке военных специалистов в других организациях. Так, преподаватели кафедры «Организация восстановления и заграждения железных дорог» Н.И.Нечаев, А.П. Черник, А.Н. Кульбацкий, Н.П. Роцько, В.К. Кукуричкин обучали личный состав железнодорожных частей Ленинградского узла и слушателей курсов при Управлении Октябрьской ж.д. подрывному делу и способам ликвидации неразорвавшихся авиабомб. С первых дней войны Ленинград, в котором размещалась с 1938 года Военно-транспортная академия, стал готовиться к отражению и разгрому оккупантов. В короткий срок были проведены мероприятия по местной ПВО, в подвалах домов оборудовались бомбоубежища, поскольку в мирное время этому не уделялось должного внимания, в садах и скверах отрывались щели и убежища. Личный состав академии, по указанию начальника академии - генерал-майора т/в Филичкина В.М.- известного специалиста по расчетам мостовых конструкций, активно включился в работы по укреплению обороноспособности города. Был организован штаб местной академии во главе с помощником начальника академии по строевой части генерал-майором т/в В.П. Кунцевичем.

В качестве помощи тыловым службам действующей армии преподавательским составом академии в короткое сроки были закончены и сданы штабу Северо-Западного фронта работы: «Мероприятия по экономии бензина на автомобильном транспорте», «Новый способ взрывания электрозапалов», «Справочники укрупненных норм по восстановлению железных дорог и устройству на них заграждений», «Организация восстановления и заграждения железных дорог» и др.

Параллельно с этим все факультеты и кафедры разрабатывали новые учебные планы и программы для сокращенных сроков обучения. Организованно был проведен набор слушателей на первый курс основных факультетов (368 человек), и 24 июля 1941 года академия начала новый учебный год.

С приближением линии фронта к Ленинграду личный состав академии активно участвовал в строительстве оборонительных сооружений в районе Луги, на Пулковских высотах и непосредственно в городе. Несмотря на частые боевые тревоги и отрыв слушателей на оборонительные работы, академия продолжала плановые занятия, слушатели напряженно осваивали учебные дисциплины, повседневно готовили себя к ответственной работе на фронте.

В первой половине июля 1941 года на академию была возложена дополнительная сложная задача - в 3-месячный срок подготовить командиров взводов и рот для железнодорожных войск. На эти курсы были зачислены 1000 военнообязанных, призванных по мобилизации и имевших высшее образование. Из их состава сформировано семь рот по специальностям: военных сообщений, железнодорожной, автомобильной, дорожно-строительной и дорожно-эксплутационной.

К концу августа 1941 года линия фронта значительно приблизилась к Ленинграду, в котором стала слышна артиллерийская канонада. В целях сохранения академии 18 августа 1941 года был подписан приказ Народного Комиссара Обороны о переводе Военно-транспортной академии из Ленинграда в Кострому. 30 августа 1941 года туда прибыл первый железнодорожный эшелон с личным составом и имуществом академии. Дальнейшая эвакуация была приостановлена ввиду того, что железная дорога Ленинград-Волхов была перехвачена противником. 4 сентября 1941 года эвакуация была возобновлена, но уже через Шлиссельбург, затем маршем через дер. Путилово, ст. Жихарево и далее по железной дороге. В Ленинграде была оставлена часть оборудования, учебно-вспомогательная рота и комендантский взвод, а также около 400 человек слушателей, членов семей, курсантов и служащих, которые были все переведены на казарменное положение и до 1 декабря 1941 года принимали самое деятельное участие в оказании помощи населению и бойцам Красной Армии, оборонявшим город Ленинград. К середине декабря 1941 года эвакуация академии в город Кострому в основном была завершена, однако лабораторное оборудование эвакуировалось по частям вплоть до февраля 1943 года.

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк

Другие новости и статьи

« Подготовка научно-педагогических кадров в Военной академии тыла и снабжения в годы Великой Отечественной войны

«Продавайте, продавайте и продавайте!» »

Запись создана: Воскресенье, 1 Март 2009 в 14:58 и находится в рубриках Вторая мировая война, Тыл: образование и наука.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика