Военная транспортная академия в первые месяцы войны (1941 г.)



Военная транспортная академия в первые месяцы войны (1941 г.)

oboznik.ru - Военная транспортная академия в первые месяцы войны (1941 г.)

   В военной обстановке Военно-транспортная академия должна была срочно направить часть личного состава в действующую армию и обеспечить подготовку инженеров в более короткие сроки по новым, переработанным учебным планам и программам. Предусматривалось до 31 декабря 1942 года выпустить из академии вторые-пятые курсы. Фактически пятый курс был откомандирован в действующую армию в начале июля 1941 года с выдачей дипломов об окончании академии.

В это же время в действующую армию была откомандирована большая группа руководящего и профессорско-преподавательского состава академии.

Начальник кафедры Военных сообщений бригадный инженер Г.Н. Высотский, комбриг Д.И. Танский и военинженер 1 ранга Г.М. Иосифов были назначены уполномоченными Генерального штаба Красной Армии на важнейшие железнодорожные узлы; полковник Н.Пунин утвержден заместителем начальника военных сообщений Северного флота. Старший преподаватель подполковник А.Л. Матвиевский возглавил автотранспортную и дорожную службу 55-й Армии Ленинградского фронта, а в последующем - АВТУ Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов.

Начальник автомобильной специальности подполковник С.М. Чемерис был назначен начальником правления автотранспортной и дорожной службы Западного, а затем 3-го Белорусского фронта; военинженер 2 ранга И.Н. Вячеславов - заместителем начальника дорожного управления Ленинградского фронта; полковник И.Г. Морозов - начальником дорожного отдела 23-й армии. Убывший накануне войны в распоряжении Ленинградского военного округа старший преподаватель кафедры Тактики полковник Г.К. Козлов назначен начальником оперативного отдела штаба 7-й армии, а в 1943-1945 годах в звании генерал-лейтенанта он командовал 19-й армией. Должности командиров дорожно-комендантских участков и Управления военно-автомобильной дороги Москва-Ленинград были полностью замещены офицерами академии, в их числе В.М. Тихонов, В.Ф. Доронин, П.Ф. Казаков, А.И. Зотиков, К.К. Волков, Н.Д. Тапилин, Л.Д. Чернолуцкий и др.

Преподаватели кафедры «Дорожное дело» (начальник кафедры - бригинженер Л.В.Новиков) оказали значительную помощь в строительстве базовых и полевых аэродромов в окрестностях Ленинграда.

Помимо этого преподавательский состав академии принимал активное участие в подготовке военных специалистов в других организациях. Так, преподаватели кафедры «Организация восстановления и заграждения железных дорог» Н.И.Нечаев, А.П. Черник, А.Н. Кульбацкий, Н.П. Роцько, В.К. Кукуричкин обучали личный состав железнодорожных частей Ленинградского узла и слушателей курсов при Управлении Октябрьской ж.д. подрывному делу и способам ликвидации неразорвавшихся авиабомб. С первых дней войны Ленинград, в котором размещалась с 1938 года Военно-транспортная академия, стал готовиться к отражению и разгрому оккупантов. В короткий срок были проведены мероприятия по местной ПВО, в подвалах домов оборудовались бомбоубежища, поскольку в мирное время этому не уделялось должного внимания, в садах и скверах отрывались щели и убежища. Личный состав академии, по указанию начальника академии - генерал-майора т/в Филичкина В.М.- известного специалиста по расчетам мостовых конструкций, активно включился в работы по укреплению обороноспособности города. Был организован штаб местной академии во главе с помощником начальника академии по строевой части генерал-майором т/в В.П. Кунцевичем.

В качестве помощи тыловым службам действующей армии преподавательским составом академии в короткое сроки были закончены и сданы штабу Северо-Западного фронта работы: «Мероприятия по экономии бензина на автомобильном транспорте», «Новый способ взрывания электрозапалов», «Справочники укрупненных норм по восстановлению железных дорог и устройству на них заграждений», «Организация восстановления и заграждения железных дорог» и др.

Параллельно с этим все факультеты и кафедры разрабатывали новые учебные планы и программы для сокращенных сроков обучения. Организованно был проведен набор слушателей на первый курс основных факультетов (368 человек), и 24 июля 1941 года академия начала новый учебный год.

С приближением линии фронта к Ленинграду личный состав академии активно участвовал в строительстве оборонительных сооружений в районе Луги, на Пулковских высотах и непосредственно в городе. Несмотря на частые боевые тревоги и отрыв слушателей на оборонительные работы, академия продолжала плановые занятия, слушатели напряженно осваивали учебные дисциплины, повседневно готовили себя к ответственной работе на фронте.

В первой половине июля 1941 года на академию была возложена дополнительная сложная задача - в 3-месячный срок подготовить командиров взводов и рот для железнодорожных войск. На эти курсы были зачислены 1000 военнообязанных, призванных по мобилизации и имевших высшее образование. Из их состава сформировано семь рот по специальностям: военных сообщений, железнодорожной, автомобильной, дорожно-строительной и дорожно-эксплутационной.

К концу августа 1941 года линия фронта значительно приблизилась к Ленинграду, в котором стала слышна артиллерийская канонада. В целях сохранения академии 18 августа 1941 года был подписан приказ Народного Комиссара Обороны о переводе Военно-транспортной академии из Ленинграда в Кострому. 30 августа 1941 года туда прибыл первый железнодорожный эшелон с личным составом и имуществом академии. Дальнейшая эвакуация была приостановлена ввиду того, что железная дорога Ленинград-Волхов была перехвачена противником. 4 сентября 1941 года эвакуация была возобновлена, но уже через Шлиссельбург, затем маршем через дер. Путилово, ст. Жихарево и далее по железной дороге. В Ленинграде была оставлена часть оборудования, учебно-вспомогательная рота и комендантский взвод, а также около 400 человек слушателей, членов семей, курсантов и служащих, которые были все переведены на казарменное положение и до 1 декабря 1941 года принимали самое деятельное участие в оказании помощи населению и бойцам Красной Армии, оборонявшим город Ленинград. К середине декабря 1941 года эвакуация академии в город Кострому в основном была завершена, однако лабораторное оборудование эвакуировалось по частям вплоть до февраля 1943 года.

Исп. литература:
1. История тыла Вооруженных Сил
2. Военная академия тыла и транспорта. Исторический очерк



Другие новости и статьи

« Подготовка научно-педагогических кадров в Военной академии тыла и снабжения в годы Великой Отечественной войны

«Продавайте, продавайте и продавайте!» »

Запись создана: Воскресенье, 1 Март 2009 в 14:58 и находится в рубриках Вторая мировая война, Тыл: образование и наука.

Метки: , , ,



Автовышки в наличии. Сервис. Выгодные цены! Звоните
novalift.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы