2 Август 2020

Оборонительная операция под Москвой продолжалась с 30 сентября до 5 декабря 1941 года

oboznik.ru - Оборонительная операция под Москвой продолжалась с 30 сентября до 5 декабря 1941 года
#оборона#Хрулев#тыл

Вот короткая запись генерала Хрулева только о формировании конного кавалерийского корпуса Белова:
«Генерал-майор Белов очень часто бывал в Штабе тыла по вопросам обеспечения конного корпуса. От того корпуса, которым он командовал на Юго-Западном фронте, оставалось очень немного. Корпус заново надо было снабдить: седлами, лошадьми, обмундированием, вооружением и другими необходимыми средствами.

Я помню, когда генерал-майор Белов заканчивал формирование корпуса, он зашел ко мне, как к старому соратнику по гражданской войне, и сказал, что если бы не это внимание, которое было проявлено со стороны офицеров и генералов служб тыла, он бы корпуса не сформировал и в течение полугода…»

Но, прилагая невероятные усилия, Сталин, Генштаб и Хрулев создали три новых армии в ходе боев за Москву!
Оборонительная операция под Москвой продолжалась с 30 сентября до 5 декабря 1941 года. Все это время в течение 67 суток тыловые управления обеспечивали войска 96 дивизий и 14 бригад всем необходимым (1 250 000 человек) при ширине фронта боевых действий 700-1100 километров и глубине отхода наших войск на 250 — 300 километров. В этот период была оказана медицинская помощь 143 941 раненым солдатам и командирам.

Итак, Западный фронт под командованием Жукова 5 декабря перешел в наступление своими силами и стал теснить противника. Именно теснить. Измотанные в предыдущей обороне части на большее не были способны.

Вот Сталин и ввел в сражение свои три новые армии!

5-го же декабря ударил Калининский фронт (командующий И.С. Конев), 6 декабря — Юго-Западный (командующий С.К. Тимошенко). Войска Западного фронта и переданные ему три новые армии нанесли контрудары по главным группировкам противника севернее и южнее столицы. Наши войска с тяжелыми боями пошли вперед. В течение месяца противник был отброшен от Москвы на рубеж Наро-Фоминск — Малоярославец — Сухиничи — Белев.

Впервые генералу Хрулеву и тыловым учреждениям пришлось поработать в условиях наступления нашей армии. С одной стороны — радость: наконец-то пошли вперед! Но с другой стороны, новые условия — новые задачи, новые трудности. В наступлении другая динамика событий, все происходит быстрее, чем в обороне. Более объемный расход боеприпасов, горючего и… больший приток раненых, нуждающихся в эвакуации.

Генерал Хрулев пишет по поводу боев в зимних условиях следующее:
«Некоторые немецкие историки объясняют свои неудачи в 1941-1942 годов сильными морозами, что Советская Армия взяла верх под Москвой только потому, что в эту зиму были сильные морозы. Зима и морозы являются одинаковыми условиями для воюющих армий. Немецкая армия не первый раз встретилась с зимою на Восточном фронте. Она с ней была знакома еще в войне 1914-1918 гг. Но, видимо, никакого урока не извлекла. Она к зиме совершенно не подготовилась. Слишком большая самоуверенность самого Гитлера и его генеральского и офицерского корпуса, что они поставят советское государство на колени еще до наступления морозов, привела к тому, что они были захвачены врасплох морозами.

Советское командование готовилось к войне не только в летние месяцы, но и в зимние. Советский солдат был одет в теплую одежду, которая не сковывала его в походе и позволяла ему хорошо воевать в зимних условиях.

Когда ударили сильные морозы, немецкая армия начала искать убежища в домах, начала прижиматься к населенным пунктам, а Советская Армия, наоборот, начала выходить и нападать на населенные пункты. Немецкая армия не имела таких простых средств передвижения одиночного солдата, как лыжи. Поэтому несолидно ссылаться на «Бога Мороза». Кроме того, немаловажную роль играли и средства против замерзания воды в радиаторах автомобилей. Как могло случиться, что такая сильная в химическом отношении страна, как Германия, не имела достаточного количества химических средств против замерзания воды в радиаторах?

Немцы также не могли перевозить горюче-смазочные материалы, а поэтому не могли полностью использовать боевые и транспортные средства. У них очень плохо было поставлено дело с дорожной службой. Передвижение войск колоннами было затруднено, так как дороги были занесены снегом, а расчищать их было некому. Немцы на расчистку дорог сгоняли местное население, а населения в прифронтовых районах оставалось очень мало.

Трудности в обеспечении войск прибавила зимушка-зима и службам тыла. Особенно в делах транспортных: в соединениях мало было автомобилей, да и те на заснеженных дорогах передвигались с трудом.

Находчивый Андрей Васильевич сделал удивительное «нововведение». Не зря говорят, все новое — это хорошо забытое старое. Вспомнив опыт мировой, гражданской, а также финской войны, он внес в Ставку предложение об организации 100 гужевых транспортных батальонов. Казалось бы, в век техники вносить такое предложение явно несолидно. Можно было нарваться на насмешки. Но Хрулев доказал целесообразность этого предложения, и оно было принято. Быстро начали формирование гужевые транспортные батальоны.


Хрулев вспоминает:

— Приходилось все строить заново. Если мы смогли летом обеспечить пароконными повозками, сбруей, то приспособить повозки в сани невозможно. Сани нужно было изготовить, а для этого требовалось немедленно отыскать базу, так как сани в нашей стране почти исчезали. Но все сложности быстро преодолели — гужевые батальоны были созданы.
Командиры частей и соединений с первых дней появления гужевых транспортных батальонов на фронтах высоко оценили «новшество» Хрулева, начали поступать запросы в Ставку Верховного командования о высылке им санных гужевых транспортных батальонов.
В зиму с 1941 на 1942 год в северо-западных и даже в западных районах снег достигал более метра, морозы доходили до 30 градусов. Гужевой санный транспорт широко использовался. Он прибавил тыловикам и войскам большую маневренность. У нас создалось явное преимущество перед немцами.
Таким образом, хорошо отлаженная Хрулевым организация тыла и в наступлении работала успешно.

См. также

Армию сосредоточили под Москвой. Сотни эшелонов для этого — забота генерала Хрулева

«Позади Москва, отступать некуда!»

19 октября 1941 года

Битва за Москву: воспоминания Хрулева

В битве за Москву

7 ноября 1941 года: парад на Красной площади

Карпов В.В. “Генерал армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант.”

Другие новости и статьи

« Маршал Василевский: «В ходе общего наступления зимой 1942 года советские войска истратили все с таким трудом созданные осенью и в начале зимы резервы. Поставленные задачи не удалось решить»

Бесчинства, творимые отдельными военнослужащими »

Запись создана: Воскресенье, 2 Август 2020 в 12:20 и находится в рубриках Вторая мировая война, Управление тылом.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика