8 Февраль 2020

Разработка танка Т-72 началась в 1968 году в рамках программы создания так называемого мобилизационного варианта танка Т-64А

oboznik.ru - Разработка танка Т-72 началась в 1968 году в рамках программы создания так называемого мобилизационного варианта танка Т-64А

#танк#оружие#вооружение

Дело в том, что Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева не мог обеспечить выпуск требуемого количества танков Т-64А даже в мирное время, не говоря уже о военном. Кроме того, по своей эксплуатационной надежности «шестьдесятчетверка» не вполне устраивала армию.

Поскольку больше всего нареканий вызывал двигатель 5ТДФ, планировалась установка на Т-64А двигателя другого типа, в частности В-45 усовершенствованной версии дизеля семейства В-2. Первый образец опытного танка «объект 172» был изготовлен на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле летом 1968 года, второй в сентябре. От Т-64А они отличались полностью перекомпонованным боевым отделением, так как электрогидромеханический механизм заряжания танка Т-64 был заменен электромеханическим автоматом заряжания с механизмом выброса поддонов, и установкой челябинского двигателя В-45К. Все остальные узлы и агрегаты перенесли с харьковского танка, а точнее оставили на месте, так как первые «объекты 172» представляли собой переделанные «шестьдесятчетверки».

Серия испытаний

До конца года оба танка прошли заводские испытания на полигоне, при этом средняя скорость по шоссе со ставляла 43,4 48.7 км/ч, максимальная достигала 65 км/ч. Летом 1969 года машины прошли еще один цикл испытаний, как в Средней Азии, так и в европейской части России. В ходе испытаний ряд агрегатов работал ненадежно, в том числе автомат заряжания, системы очистки воздуха и охлаждения двигателя. Ненадежно работала и штампованная харьковская гусеница. Эти недостатки частично устранили на трех вновь изготовленных танках «обьект 172». которые в первой половине 1970 года проходили обкатку на заводском полигоне, а затем в Закавказье, Средней Азии и Подмосковье. Работа с танками «обьект 172» продолжалась до начала февраля 1971 года. К этому времени разработанные в Нижнем Тагиле узлы и агрегаты были доведены до высокого уровня надежности. Единственной проблемой оставалась ненадежность ходовой части колес. Тогда в КБ Уралвагонзавода. которое с августа 1969 года возглавлял В.Н. Венедиктов, решили использовать на «объекте 172» ходовую часть с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62.

Отработка такого танка проводилась под обозначением «объект I /2М». Двигатель, форсированный до 780 л.с, получил индекс В-46. Масса «объекта 172М» возросла до 41 т, но подвижность, запас хода и проходимость остались на прежнем уровне. От танка Т-64А были сохранены только положительно зарекомендовавшие себя конструктивные элементы бронекорпуса с комбинированной и дифференцированной броней и трансмиссия. К началу лета выпустили установочную партию из 15 машин «объект 172М», которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания невиданных ранее масштабов. Был сформирован батальон трехротного состава, в котором каждую роту укомплектовали танками одного типа. Маршрут движения выбрали от Днепропетровска через Украину в Белоруссию в район Слуцка и далее в обратном направлении на Днепропетровск, а затем через Донбасс и Северный Кавказ до Баку, через море на паРомах ло Красноводданных раннее ска-через пусть,ню Каракумы и горный хребет Копетдаг Завер шиться испытания должны были на полигоне в 60 км от Ашхабада. В ходе марша на нескольких полигонах проводились боевые стрельбы, взводные и ротные учения с боевой стрельбой и вождением танков на танкодроме.

Усовершенствование конструкции

Одновременно с началом серийного производства танка Т-72 начался процесс внесения изменений и усовершенствований в его конструкцию. В 1975 году был введен теплозащитный кожух ствола пушки, предназначенный для уменьшения влияния метеорологических условий на изгиб ствола в процессе стрельбы. В том же году появились и дополнительные приборы наблюдения у командира и наводчика. Начиная с 1977 года на серийных «семьдесятдвойках» стали устанавливаться литые башни с комбинированной броневой защитой с наполнителем из песчаных стержней. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 октября 1984 года на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72Б. В его конструкции были peaлизованы последние достижения советской оборонной промышленности тех лет комплекс динамической защиты (КДЗ) и комплекс управляемого вооружения (КУВ). Комплекс динамической защиты «Контакт» состоял из 227 контейнеров. У Т-72Б был существенно повышен и уровень противорадиационной защиты, главным образом за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа. Огневая мощь танка возросла благодаря установке на него модернизированной пушки 2А46М и комплекса управляемого вооружения 9KI20 «Свирь».

Этот комплекс обеспечивает ведение стрельбы танковой управляемой ракетой (ТУР) днем с места и с коротких остановок. Максимальная дальность стрельбы ракетой, управляемой по модулированному лазерному лучу с вероятностью попадания 8 цель типа «танк» не менее 0,8, составляет 4000 м. В боекомплект пушки входят 45 выстрелов, 22 из которых размещены в транспортере автомата заряжания, а остальные в боеукладках корпуса и башни. Часть танков Т-72Б выпускалась без элементов комплекса управляемого вооружения и именовалась Т-72Б-1. В ходе модернизации боевая масса танка увеличилась до 44,5 т. Для сохранения подвижности машины, потяжелевшей почти на 3 т, на ней был установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л.с. Для активного противодействия не только кумулятивным, но и бронебойно-подкалиберным боеприпасам с 1988 года на Т-72Б стала устанавливаться встроенная динамическая защита, элементы которой находятся в броне танка. Эта модификация получила обозначение Т-72БМ.

Разрешение но экспорт Т-72 был единственным из советских танков третьего поколения, поставлявшимся на экспорт. Причем поставки эти начались уже спустя пять лет после принятия его на вооружение Советской Армии. В 1976 году правительством СССР было принято решение разрешить экспорт танка Т-72, причем как поставку машин, изготовленных на советских заводах, так и продажу (передачу) лицензий на производство.

Выпуск первой экспортной модификации начался уже в 1975 году. От базового образца, поступавшего на вооружение Советской Армии,боевые машины, поставлявшиеся в Польшу, Чехословакию и ГДР почти ничем не отличались. Танки же, предназначенные для поставок в Ливию, Алжир, Сирию, Ирак и Индию, имели иную конструкцию лобовой брони башни и комплектацию боеприпасов, а также упрощенную систему ПАЗ. В конце 1970-х годов в связи с возросшим спросом на внешнем рынке на новые танки был разработан экспортный вариант танка Т-72А, получивший название T-72M. Именно эта модификация в большинстве своем производилась за рубежом по лицензии. T-72M отличался от Т-72А уровнем защищенности (монолитная броня башни вместо комбинированной) и устройством системы коллективной защиты. В 1982 году была проведена модернизация этой машины, в основном направленная на усиление броневой защиты. Танк получил обозначение Т-72МI и отличался усиленной броневой защитой лобовой части башни и наличием дополнительного 16-мм бронелиста на верхней лобовой детали корпуса.

Разрешение на экспорт

Т-72 был единственным из советских танков третьего поколения, поставлявшимся на экспорт. Причем поставки эти начались уже спустя пять лет после принятия его на вооружение Советской Армии. В 1976 году правительством СССР было принято решение разрешить экспорт танка Т-72, причем как поставку машин, изготовленных на советских заводах, так и продажу (передачу) лицензий на производство.

Другие новости и статьи

« Вторая мировая война (1939— 1945 гг.) стала прямым продолжением Первой

План операции по овладению Керченским полуостровом. Ноябрь 1941 г. »

Запись создана: Суббота, 8 Февраль 2020 в 0:03 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика